? размер в стихосложении, при котором каждый стих состоит из шести стоп, именно: пяти дактилей
и одного спондея или трохея
. Каждый из первых четырех дактилей может быть заменен спондеем, но в пятой стопе такая замена происходит очень редко, и такие стихи называются spondaici. При чтении каждого Г. следует соблюдать цезуру. Приводим пример Г., в котором только первый дактиль заменен спондеем, и, где цезура приходится в середине третьей стопы:
Некоторые полагают, что древнейшее употребление Г. следует искать в финикийских надписях (начертанных на треножнике Аполлона в Фивах и др.). Г. написаны "Илиада" и "Одиссея" и некоторые другие поэтические произведения древней Греции. Отсюда его заимствовали римляне ("Метаморфозы" Овидия, "Энеида" Вергилия и др.). Почти во всех новейших европейских литературах делались попытки ввести Г. в свое стихосложение. Первые немецкие Г. относятся к XIV-XV вв.; в середине XVIII в. к Г. прибегали Уц, Клопшток ("Мессиада"), Клейст, не всегда, однако, удачно; Г. сделан также Фоссом перевод "Илиады"; встречаются стихи этого размера и у Гете, Шиллера. Во французской литературе Г. впервые фигурирует у Байфа (XVI в.), в итальянской-у Аннибала Kapo (также XVI в.), в английской ? у Стенигорста и Сидни. У нас первый вводит Г. в литературу Тредьяковский в своей "Телемахиде", но этот опыт был настолько неудачен, стихи Тредьяковского ? настолько неуклюжи и неблагозвучны, что долгое время никто из русских поэтов не решался писать этим размером, пока, наконец, Гнедич своим прекрасным (для того времени) переводом не восстановил репутацию Г. После Гнедича Г. все чаще и чаще встречается и у других современных ему писателей: Жуковского ("Ундина", перевод "Одиссеи" и др.), барона Дельвига, даже Пушкина и др. В настоящее время оригинальных стихотворений никто не пишет Г., но для переводов с древних языков он по-прежнему незаменим.