(Ян ван дер Heyde) ? голландский живописец (1637-1712) архитектурных видов и отчасти пейзажист, принадлежит к малочисленной группе художников, изображавших предметы с такими подробностями, какие в наше время могут быть названы фотографическими. В этом отношении Г. пошел еще дальше Герарда Доу, с которым его иногда сравнивают; но при этом он сумел придать своим картинам общность впечатления, обычно теряемую из-за мелких подробностей. Выписывая все кирпичики в стенах зданий, и камни мостовой, кроме отдаленных, Г. не упускал всякого случая разнообразить их колорит с сохранением гармонии, не впадая в условную искусственность тонов. Перспектива линейная и воздушная соблюдены у него не только в общих, но и в мелких частностях; воздух изображен правдиво, но исключительными моментами освещения Г. не пользовался. Изображая прибрежные здания (каналы, море), Г. приглашал сотрудников для написании воды, судов (Виллем Ван-де-Вельде) и фигур, для последних преимущественно Адр. Ван-де-Вельде, который превосходно давал им характеристику позами и костюмами, причем размещал их для усиления перспективного впечатления и для пересечения иных, несколько монотонных перспективных линий. Деревья Г. писал так же детально и тонко, как и здания, изображал иногда загородные лужайки; но собственно в пейзаже не достигал такого совершенства, как в изображении зданий. Несмотря на тонкость исполнения, никогда никем не превзойденную, Г. оставил весьма много картин. Одна из лучших его картин, с которой он не хотел расставаться при жизни, "Ратуша в Амстердаме", находится в Луврской галерее с двумя другими картинами Г. В Эрмитаже, в Петербурге, имеются девять его произведений, из которых особенно интересны: "Улица в Кельне" (¦ 1206), "Вид в Кельне" (¦ 1207) и "Вид в Амстердаме" (¦ 1211). На распродажах картины Г., как единственные в своем роде, достигают очень высокой цены.
Ф. П.