(Иван Hardouin) ? ученый французский иезуит (1646-1729). Занимаясь классической археологией, он пришел к странному убеждению, что все произведения классических писателей, за исключением Гомера, Геродота, Цицерона, Плиния Старшего, "Георгик" Вергилия, сатир и посланий Горация, появились в XIII веке после Р. X. и составлены монахами под руководством некоего Севера Архонтия. Это ? произведения аллегорические, под языческими формулами скрывающие христианскую историю и христианскую мысль. Так, Энеида изображает события, закончившиеся торжеством христианства над иудейством; сожжение Трои есть разрушение Иерусалима; Эней ? олицетворенное евангелие. Ирод великий, по мнению Г., был афинянин, язычник и платоник; Христос и апостолы проповедовали только на латинском языке и т. п. По требованию властей ордена Г. должен был отказаться от своих мнений. Научные заслуги Г. ? тщательное издание естественной истории Плиния Старшего и сочинение о соборах ("Conciliorum collectio regia maxima"), в котором история более чем двадцати соборов исследована впервые. Последнему труду недостает, впрочем, надлежащей критики, и еще больше путаницы внесло в него мнение Г., что все соборы до Тридентского в действительности никогда не существовали. Г. написал еще: "Chronologia Vet. Testamenti" (1677), "Commentarius in Novum Test." (1742) и др.
А. Л.