(Versailles) — главный город французского департамента Сены и Уазы, в 19 км. на Ю.З. от Парижа, на безводной возвышенности, соединенный с Парижем двумя линиями железной дороги. Около 40000 жителей, занимающихся фабрикацией часов, оружия, инструментов, железной и медной утвари, кашмировых шалей, бумажных тканей и т. д. В парке В. находятся увеселительные замки — малый и большой Трианон (см. это сл.).В конце XVI столетия В. был маленькой деревушкой в лесу, где иногда охотился Генрих IV. Людовик XIII построил там охотничий дом, а потом охотничий замок, Людовик XIV, не любивший Сен-Жермена, решил в 1660 году превратить версальский замок в королевский дворец. Исполнение плана было поручено архитектору Лево, и уже в 1664 г. оба боковые флигеля, окружающие так называемый Мраморный двор, были готовы настолько, что Людовик XIV мог давать там блестящие придворные балы. Вслед за тем возведено было главное здание дворца и раскинут дворцовый парк по плану Ленотра. В феврале 1672 г. Людовик XIV окончательно избрал В. своей резиденцией. Работы тем временем продолжались, и за смертью Лево ими заведовал Жюль Гардуен Мансар, племянник знаменитого Мансара. Лицам, выразившим желание строиться в соседстве дворца, предоставлены были разные льготы, и мало-помалу вокруг королевской резиденции возник большой город. Версаль продолжал оставаться резиденцией королей и при Людовиках XV и XVI. За это время население его возросло до 100000 человек, но оно быстро стало убывать, когда двор в октябре 1789 г. вынужден был переехать в Париж. В революционную эпоху версальский замок пришел в упадок; при Директории одна часть его была обращена в отделение инвалидного дома, а другая — в картинную галерею. Наполеон I ограничивался тем, что старался поддерживать дворец и парк в сносном состоянии. Луи-Филипп заново отделал внутренние помещения замка и обратил их в величественный национальный музей, представляющий собой наглядную историю Франции с самых древних времен монархии, рассказанную в картинах, памятниках и т. д. Фасад замка, обращенный к городу, носит на себе следы различных эпох и планов, а потому не производит особенного впечатления. Тем величественнее сторона, обращенная к парку, несмотря на несколько утомительную ее правильность. В том же вкусе внутреннее устройство замка, производящее впечатление роскоши, блеска и величия. Большая зеркальная галерея, называемая также галереей Людовика XIV, представляет единственное в своем роде зрелище. Она занимает всю садовую часть среднего флигеля и поражает своими плафонами, рисунками, зеркалами, колоннами, пилястрами, золотыми украшениями и мраморной отделкой. Замечательны еще зала Геркулеса, galerie des batailles, oeil de boeuf, часовня, театр и т. д. Парк представляет мастерское произведение искусства; он разбит террасами и хотя устроен в сухом, церемонном стиле XVII века, но эффектен своими куртинами, лужками, оранжереями, бассейнами, фонтанами, многочисленными статуями и т. д.1 мая 1756 г. в В. был заключен союз между Австрией и Францией, имевший своим последствием Семилетнюю войну, а 3 сент. 1783 г. — мирный договор между Францией и Северной Америкой, с одной стороны, и Англией, с другой. Во время франко-прусской войны В. был занят 18 сентября 1870 г. немецкими войсками и сделался центральным базисом военных действий немецкой армии, осадившей Париж. 5 октября туда прибыл король Вильгельм и основал свою главную квартиру в префектуре, тогда как замок был обращен в лазарет. 18 янв. 1871 г. в зеркальной галерее король Вильгельм I провозглашен императором германским. После долгих переговоров между Бисмарком и французскими уполномоченными, Тьером и Жюль Фавром, здесь подписаны 26 февраля 1871 г. предварительные условия мира, за которыми 10 мая последовало заключение окончательного мира во Франкфурте-на-М. 12 марта немецкие войска очистили город, сделавшийся затем резиденцией правительства Тьера и французского Национального собрания, а также главной квартирой маршала Мак-Магона во время коммуны. Отсюда последний громил Париж и занял столицу. После восстановления порядка В. оставался резиденцией президента Французской республики и законодательного собрания, а потом и обеих палат, до весны 1879 г. Ср. Eckard, "Recherches historiques sur V." (Париж, 1836); Laborde, "V. ancien et moderne" (Париж, 1840); Gavard, "Galeries historiques de V." (1837—1844; дополнение 1847—1849); Boudin, "Histoire g?n?alogique du mus?e des croisades, palais de V." (Париж, 1858—66); Dussieux, "Le ch?teau de V." (2 изд., Париж, 1887); Bosq, "V. et les Trianons" (Париж, 1887); Laurent Hanin, "Histoire municipale de V." (Париж, 1885).
Значение слова ВЕРСАЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ВЕРСАЛЬ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012