Значение ВЯЗЕМСКИЙ ПЕТР АНДРЕЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ВЯЗЕМСКИЙ ПЕТР АНДРЕЕВИЧ

(князь) ? поэт и критик, родился в 1792 году, детство провел в Остафьеве, родовом подмосковном имении князей Вяземских, где шло и домашнее его воспитание; затем отдан был в Иезуитский пансион в Петербурге и, наконец, в Москве, слушал на дому лекции профессоров Московского университета. В 1812 году поступил в московское ополчение, состоял при Милорадовиче; в сражении при Бородине под ним были убиты две лошади. В последние годы царствования императора Александра I князь В. исполнял важные дипломатические поручения; при императоре Николае Павловиче, на службе по министерству финансов, достиг поста директора государственного заемного банка, а с 1855 по 1858 год был товарищем министра народного просвещения, в ведомстве которого было в то время и главное управление по делам печати. Остальную часть своей жизни В. провел преимущественно за границей и умер в Баден-Бадене в 1878 г.

Воспитанный на литературе французского классицизма, кн. П. А. Вяземский начал свою деятельность, как поэт, в 1808 г. напечатанным в "Вестнике Европы" "Посланием в деревню", написанным в горацианском духе. Сатирико-дидактаческий тон сделался навсегда основной чертой поэзии князя В., который не отличался ни особой глубиной миросозерцания, ни оригинальностью творческих образов. В лучших своих стихотворениях (В. писал басни, притчи, апологи, эпиграммы, сатиры) он дает нам критику нравов, которая, в свое время, увлекала своей бойкостью, смелой язвительностью и меткостью. Особой известностью в пору своего появления пользовались такие стихотворения кн. Вяземского, как сатира "Да, как бы не так" (1822), на тему противоречий между тем, что на первый взгляд представляет действительность, и тем, что оказывается при более близком соприкосновении с каждым явлением жизни; "Семь пятниц на неделе" (1826), где говорится о неустойчивости общественных понятий и взглядов; "Станция" (1828), сравнивающая русские и польские дороги и известная по изображению характерного типа "почтовой станции диктатора"; "Памяти живописца Орловского" (1838), где изображается поэзия езды на тройке; "Старое поколение" (1841), написанное в несколько элегическом тоне, на тему разрыва между старым и молодым поколениями (начинается стихом: "Смерть жатву жизни косит"); ему же принадлежит ходившее долгое время в рукописи стихотворение "Русский Бог" ("Бог ухабов, Бог метелей..."; писано в 1827 г.). Особенное значение имел кн. Вяземский в 1820-х годах, как образованный и одаренный художественным вкусом критик и передовой журналист, друг Пушкина и ревностный сотрудник "Московского Телеграфа". Капитальный вклад в русскую критическую литературу составляет его книга о Фонвизине, вышедшая в 1848 г. и представляющая и поныне лучшую оценку сочинений Фонвизина и его эпохи. В блестящем исполнении этой работы сказался серьезный взгляд автора на задачи и условия критической деятельности. "Можно, ? говорит он, ? родиться поэтом, оратором; но родиться критиком нельзя. Поэзия, красноречие ? дары природы; критика ? наука; ее следует изучать. И у диких народов есть своя песня и свое красноpечиe, но критических исследований у них не найдешь. Кроме науки и многоязычного чтения для критика нужен еще вкус. Это свойство и врожденное, родовое, и благоприобретенное; вкус изощряется, совершенствуется учением, сравнением, опытностью" (Соч. VIII, 164). Критик такого же направления сказывается в кн. В., когда он говорит о "Ревизоре" и других сочинениях Гоголя. Не лишены также значения его заметки о Козлове, Пушкине, Батюшкове и других писателях его времени. Принадлежа по воспитанию и образованию к эпохе Карамзина и Жуковского и созрев в недрах пушкинского художественного направления, он уже и остался верен этому последнему до новейших времен. В конце пятидесятых годов он не одобрял, с точки зрения эстетической, реальное направление натуральной школы, не признавал ее общественного значения, защищая, в то же время, право голоса за литературой вообще (см. его обозрение нашей словесности с точки зрения цензурной, соч. VII, 35). В то же время кн. В. выступил в роли писателя-патриота, защищавшего России перед Европой, и в 1865 году издал на французском язык большую книгу публицистических этюдов, под заглавием: "Lettres d'un ve teran russe de l'annee 1812 sur la question d'Orient, publiees par P. d'Ostafievo". П олное собрание сочинений П. А. Вяземского, предпринятое графом С. Д. Шереметевым, женатом на внучкe покойного, при участии академиков Я. К. Грота, А. Ф. Бычкова и М. И. Сухомлинова, начато в 1878 году, и в настоящее время мы имеем 11 томов этого роскошного издания.

О значении литературной деятельности князя В. см. ст. Я. К. Грота, М. И. Сухомлинова ("Сборник 2-го отделения Академии наук", т. XX), В. Д. Спасовича ("Русская Мысль", январь 1890 г.) и И. Порфирьева, его "Истории русской словесности", ч. II, отд. 3.

Е. Г.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.