или военный оркестр (Harmoniemusik, har monie militaire). ? Употребление музыкальных инструментов (духовых и ударных) на войне было известно уже древним народам. На употребление инструментов в русских войсках указывают уже летописи XIV в.: "и начаша мнози гласы ратных труб трубити, и варганы тепут (звучат), и стязи ревут неволчены". У некоторых князей при тридцати знаменах или полках имелось 140 труб и бубен. К боевым старым русским инструментам принадлежат литавры, применявшиеся при царе Алексее Михайловиче в рейтарских конных полках, и накры, известные в настоящее время под названием бубен. В старину же бубнами назывались небольшие медные чаши, обтянутые сверху кожею, по которым ударяли палками. Их навязывали перед всадником у седла. Иногда бубны доходили до чрезвычайных размеров; их везли несколько лошадей, по ним ударяли восемь человек. Эти же бубны были известны нашим предкам под названием тимпанов. В XIV в. уже известны набаты, т. е. барабаны. Применялась в старину тоже и сурна, или сурьма. На Западе устройство более или менее организованных военных оркестров относится к XVII стол. При Людовике XIV оркестр состоял из дудок, гобоев, фаготов, труб, литавр, барабанов. Все эти инструменты делились на три группы, редко соединявшиеся вместе: 1) дудки и барабаны, 2) трубы и литавры, 3) гобои и фаготы. В XVIII веке вводится в военный оркестр кларнет, и военная музыка получает мелодическое значение. До начала XIX ст. военные оркестры как во Франции, так и в Германии заключали в себе, кроме вышеупомянутых инструментов, валторны, серпенты, тромбоны и турецкую музыку, т. е. большой барабан, тарелки, треугольник. Изобретение пистонов для медных инструментов (1816) имело большое влияние на развитие военного оркестра: явились трубы, корнеты, бюгельгорны, офиклеиды с пистонами, тубы, саксофоны. Следует упомянуть еще об оркестре, состоящем только из медных инструментов (фанфары). Таким оркестром пользуются в кавалерийских полках. Новая организация военных оркестров с Запада перешла и в Россию. Петр Великий заботился об улучшении военной музыки; из Германии выписаны были знающие люди для обучения солдат, игравших от 11-ти до 12 часов дня на адмиралтейской башне. В царствование Анны Иоанновны и позднее на оперных придворных спектаклях оркестр усиливался лучшими музыкантами из гвардейских полков. В настоящее время наш военный оркестр достиг такого совершенства, что является возможным давать ежегодно концерт-монстр в пользу инвалидов, в котором несколько сотен музыкантов стройно исполняют весьма сложные пьесы. Наши полковые оркестры состоят из духовых деревянных, духовых медных и ударных инструментов или же только из духовых медных (роговая музыка; см. Валторна). К военной музыке следует отнести тоже хоры полковых песенников. См. Кастнера, "Manuel de musique militaire", "Труды первого археологического съезда" и общие сочинения по истории музыки.
Н. Соловьев.