В первобытном обществе нормы права и нравственности считались обязательными только по отношению к членам общества, чужеродцы же стояли вне покровительства богов и вне закона. То, что считалось нормальным по отношению к чужеродцу и иностранцу, применялось к членам племени государства в виде наказания: преступник извергался из родного общества, объявлялся лишенным покровительства законов. Это было наказание очень суровое; оно сопровождалось конфискацией имущества, разрушением семейного союза и запрещением всем и каждому оказывать помощь извергнутому, давать ему кров, снабжать его пищей и платьем, вообще вступать с ним в какие бы то ни было сношения; всякий мог его безнаказанно убить. Наказание это было известно восточным теократическим государствам, а также грекам и римлянам (римское aquae et ignae interdictio, т. е. запрещение воды и огня). С особенною силою оно применялось у северных германцев в XII-XIII стол. под именем лишение мира (Friedlosigkeit); провозглашение приговора совершалось в торжественной форме, причем дом осужденного сжигался или разрушался. Германское лишение мира не ограничивалось одним только лишением покровительства законов: преступник объявлялся врагом народа, всякий не только мог, но даже обязан был его преследовать; за убийство его иногда назначалась награда. Лишенный мира осуждался на жизнь диких зверей и укрывался в лесах; он назывался wavc, wavg, что дословно значит: волк. Такое лишение мира могло быть безусловным и вечным, или же оно могло прекратиться с уплатой выкупа (см. Вергельд). В славянском праве институт этот явился под влиянием иноземных законодательств. В древнепольском праве находим банницию (см.), а в "Русской Правде" ? поток и разграбление, которому подвергались лица, наиболее опасные для общественного спокойствия, именно разбойники, поджигатели и конокрады. Наказание это явилось под влиянием византийской ссылки, сопряженной с конфискацией имущества. В отличие от германского лишения мира, оно поражало не только личность и имущество преступника, но и его жену и детей. Судя по 11 статье договора смоленского князя Мстислава Давидовича с Ригой и Готландом 1229 г., можно думать, что на практике поток сводился иногда к обращению преступника, его жены и детей в холопов князя (аналогия этому замечается и в истории германского права). В некоторых списках "Русской Правды" слово: поток заменяется словом: погнание [некоторые исследователи в изгоях (см. это сл.) видят преступников, извергнутых из родного общества]. В западнорусском законодательстве поток уцелел до XVII в. и именуется там родопиа (латинское искажение слова: погнание) и выволанье из земли. Объявление преступника вне закона введено было Петром I в "Воинском Уставе", изданном в 1716 г. для армии, но долженствовавшем, по мысли законодателя, иметь значение и в общих судах. Преступник, лишенный покровительства законов, объявлялся шельмованным, т. е. изверженным "из числа добрых людей и верных". Шельмование применялось к важнейшим преступлениям, которые влекли за собою смерть, вечную ссылку и конфискацию имущества; оно сопровождалось известными обрядами: "имя на виселице прибито, или шпага его от палача переломлена и вором (шельм) объявлен будет". Под страхом наказания запрещалось шельмованного "в компанию допускать"; "таковой лишен общества добрых людей"; его не должно было "ни в какое дело, ниже свидетельство принимать"; если случалось, что кто-нибудь "такого ограбит, побьет или ранит или у него отнимет (что-либо), у него (т. е. потерпевшего) челобитья не принимать и суда ему не давать, разве до смерти кто его убьет, то яко убийца судиться будет". Еще дальше идет указ 11 января 1722 г., который грозит шельмованием всем дворянам - нетчикам, уклоняющимся от службы: даже убийство ошельмованных нетчиков объявлено дозволенным. Насколько все это применялось на практике, на основании одних указов судить невозможно. При императрице Елисавете из шельмования развилась политическая смерть (см. это сл.). В современных законодательствах лишение прав (см. это сл.) является последним отголоском наказания, состоявшего в объявлении преступника вне закона. Аналогичным с объявлением вне закона представляется, в некоторых отношениях, отлучение от церкви (см. это сл.).
А. Я.