Значение слова ВИЛ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

ВИЛ

? название вавилонского идола, о котором говорится в неканонической части книги пророка Даниила (XIV, 3?32). Это ? греческая форма имени известного вавилонского божества Бел (в клинообразных надписях Билу ), по своему существу вполне соответствующего еврейско-финикийскому Ваал (см. это сл.). В указанном месте книги пророка Даниила с этим именем связывается рассказ, характеризующий суеверие вавилонян. Это было уже по взятии Вавилона Киром, который из политических видов покровительствовал вавилонским божествам и храмам. Сам почитая В., Кир спросил Даниила, почему он не оказывает никакого почтения этому божеству. Даниил отвечал, что он поклоняется только единому истинному Богу, а не мертвым истуканам. Царь сказал Даниилу, что он ошибается, считая В. мертвым; каждую ночь В. съедает и выпивает все принесенные ему жертвы ? 12 мер муки, сорок баранов и шесть мер вина. Даниил поведал царю, что все это съедается не В., а его жрецами. Царь захотел убедиться в истине слов Даниила. На ближайшую ночь поставлены были обычные жертвы и храм запечатан царской печатью, а по совету Даниила пол посыпан был золой. На другой день печать оказалась целой и жертвы исчезнувшими, но Даниил обратил внимание царя на массу следов на золе ? мужских, женских и детских. Тогда жрецы сознались, что они всегда входили в храм потайной дверью и потребляли все жертвоприношения. За обман они были казнены, и сам идол был разрушен Даниилом. По мнению Роулинсона, этот рассказ написан человеком, который был хорошо знаком с вавилонскими обычаями.

А. И.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.