Ветка была в продолжение почти целого века знаменитым центром Поповщины. Это небольшой, около двух верст в окружности, остров; он называется так по проливу, окружающему остров и составляющему ветвь р. Сожи. Под общим названием В., в раскольническом смысле, надо разуметь не один этот остров, но и расположенные около него, основанные и населенные раскольниками-поповцами слободы, именно: слобода Косецкая, Дубовый Луг, Попетевка, Марьина, Миличи, Красная, Костюковичи, Буда, Крупец, Гродня, Нивка, Грибовка, Тарасовка, Спасовка. Эти слободы процветали не хуже многих уездных городов: в блестящее время В. все количество раскольничьего населения достигало до сорока тысяч человек (см. карту старообрядческих поселений при "Историч. очерке Поповщины" П. Мельникова). Вся эта местность в прошлом столетии находилась за нашею границею, в польских владениях, и принадлежала панам Халецким. Первые раскольники на В. были беглецы из Стародубских слобод. Когда во время правительницы Софьи был прислан указ на имя черниговского архиерея и стародубского полковника о разборе и возвращении на места прежних поселений беглых стародубских раскольников, то многие из них удалились за рубеж в польские владения и, между прочим, поселились на В. За первыми поселенцами потянулись сюда многие другие; остров становился тесен, и вскоре было построено и заселено около него четырнадцать слобод. Настоятелями и руководителями поселенцев были пришедшие из Стародубья попы Косьма и Стефан. Через десять лет после первого заселения В. пришел сюда иеромонах Иосаф старого крещения, но сомнительно, старого или нового рукоположения, почему его многие сначала не жаловали. По смерти попа Косьмы ветковцы приняли его, однако, как главного своего наставника и руководителя. Он убедил раскольников построить церковь, которая была освящена уже после его смерти, при его преемнике Феодосии. Это было важным событием в истории поповщинского раскола вообще и весьма благодетельно отозвалось на дальнейшей судьбе В. Ветковская церковь была у раскольников единственная. Ветка сделалась метрополией поповщинского раскола. Ветковские монахи и попы разносили по всей России во все раскольнические поселения дары, освященные в этой церкви; во всех поповщинских поселениях наставников и попов принимали по рекомендации В., с благословения тамошнего настоятеля Феодосия. Он был, таким образом, главою поповщины; на В. потянулись многочисленные поселенцы, сюда стекались богатые пожертвования. Здесь даже появился некоторое время епископ, конечно, незаконный, некий Епифаний (см. историю его у Андрея Иоаннова, "Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках", 3-я часть, 19 ? 3 1, СПб., 1854 г. и у Мельникова в "Очерках Поповщины"). Блеск и процветание В. обратили на нее внимание русского правительства. В 1733 г. именным указом императрицы Анны Иоановны ветковцы приглашались возвратиться на места прежних своих поселений, в надежде на прощение правительства. Когда на это, как и на повторенное в следующем году приглашение с В. ответа не последовало, полковнику Я. Гр. Сытину было приказано отправиться с войском и силою вывести беглецов на родину. Это было исполнено, и В. была разорена. Раскольники получили от полковника позволение свою церковь переправить в Стародуб, в слободу Святскую; но она затонула на Соже, а мелкие части ее, перевезенные сухим путем, были сожжены молнией. Через год или два после этого погрома В. возникла снова в прежнем виде и прежней численности населения. Опять была построена церковь во имя Покрова Пресв. Богородицы; около церкви явилась мужская обитель, в которой приютилось более тысячи чернецов, не считая бельцов и непосвященных; рядом основался женский монастырь. Паны Халецкие покровительствовали поселенцам и пользовались, со своей стороны, их услугами. При императрице Елизавете Петровне вышел манифест, приглашавший ветковских беглецов возвратиться в Россию; то же приглашение было повторено при Петре Феодоровиче и Екатерине II, но безуспешно. В 1764 г. генералу Маслову было приказано с войском отправится на В. и произвести там погром, что он и исполнил. После этого второго погрома, или, как выражаются стародубцы, "выгонки", В. утратила всякое значение в истории раскола; главную роль в поповщине стало играть Стародубье.
Ветковское согласие имеет некоторые характерные черты, сравнительно с другими поповщинскими согласиями. Ветковцы употребляют собственное миро, которое, за оскудением древнего, сварил им настоятель их Феодосий из росного ладона, корицы, гвоздики и др. благовонных веществ. Этим миром они помазывают младенцев и взрослых, переходяших к ним из православия. Другое отличие состоит в способе принятия приходящих от православной церкви мирян и попов. Сначала на В., как в Стародубье, всех перекрещивали, а попов даже погружали в воду в облачении, чтобы они не лишились священного сана; но потом стали крещение совершать только для виду. Приходящий от православной церкви священник, после предварительного приготовления постом и покаянием, является в церковь или в часовню в полном священническом облачении; тут находится купель с водою, кум и кума и раскольнический поп. Последний совершает над первым весь чин крещения, но в воду не погружает, а обводит его вокруг купели и помазывает его миром, отворачивая и приподнимая для этого ризы, но отнюдь не снимая их, чтобы не снялось и самое священство. Ветковцы осуждают самосожигательство, принимают иконы, писанные и иноверными мастерами, и не считают грехом сообщаться с православными в пище и питье.
См. "Полное историческое известие о древних стригольниках и проч.", Андрея Иоаннова; "Сборник для истории старообрядчества", Попова; "Историю русского раскола", Макария.
П. В.
B настоящее время В. (или Вятковцы) ? местечко Гомельского уезда Могилевской губ., 20 в. от Гомеля. Жителей в 1880 году числилось здесь 5932; из них православных 1310, раскольников 2113, евреев 2548. Православная церковь, раскольническая моленная; 6 еврейских школ, 24 лавки, 6 канатных фабрик, 6 ветряных мельниц. Пристань на реке Соже, 2 ярмарки с оборотом не более 20 тыс. руб.
А. Ф. С.