? живописец (1780?1847). Сын дворянина, родом из нежинских греков, он сначала служил землемером и в свободное время занимался живописью; потом, переселившись в Петербург, В. пользовался уроками Боровиковского. С 1810 г. носил звание почетного вольного общника Император. Акад. художеств, а с 1830 г. ? придворного живописца. В 1812 г. издавал, вместе с Теребеневым, политические карикатуры на Наполеона и его союзников. Должен считаться первым, по времени, русским живописцем натуралистического направления и родоначальником русской бытовой живописи. В. был одним из деятельных членов петербургского Общества поощрения художников и, при помощи кн. П. М. Волконского, завел у себя в Вышневолоцком уезде нечто вроде художественной школы, в которой получили подготовку многие русские живописцы (Г. Михайлов, А. Тыранов, С. Зарянко и др.). Произведения его кисти отличаются старанием воспроизвести природу с возможною точностью, не блестящим, но гармоничным колоритом и некоторою сухостью исполнения. Кроме деревенских типов и сцен из простонародного быта, он писал портреты и картины религиозного содержания. Из жанровых произведений этого художника лучшими считаются: "Приобщение умирающей", "Старуха-крестьянка, опирающаяся на клюку" (обе в московск. Публич. музее), "Мальчик-крестьянин, надевающий себе на ноги лапти" (в Имп. Эрматаже), "Гумно", "Спящий пастушок" и "Помещица, занятая хозяйством" (все три в музее Акад. художеств), а из религиозных картин ? "Предстательство Богородицы за воспитанниц Смольного монастыря" (в соборе всех учебн. заведений в СПб.).
А. С ? в.