(1780-1847)
российский живописец. Один из основоположников бытового жанра в русской живописи (см. Венециановская школа). Создал отмеченный чертами идеализации поэтический образ крестьянской жизни, тонко передал красоту русской природы (бытовые сцены, портреты-типы крестьян: "На пашне", 1820-е гг., "Захарка", 1825), в противовес установкам АХ много писал с натуры.ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович [7 (18) февраля 1780, Москва - 4 (16) декабря 1847, село Поддубье, Тверская область], российский художник. Лучший мастер сельского бытового жанра в русском изо-искусстве романтизма, педагог-реформатор.Выходец из купеческой семьи, в молодости служил мелким чиновником. Сформировался как художник во многом самостоятельно, копируя картины Эрмитажа. Между 1807 и 1811 брал уроки живописи у В. Л. Боровиковского. Первоначально жил в Санкт-Петербурге. Выступил как сатирик, начав публиковать "Журнал карикатур на 1808 год". Издание это почти сразу было запрещено цензурой, но это был первый в России юмористический листок, и Венецианов остался в глазах потомков "отцом русской карикатуры". Во время Отечественной войны 1812 года создал (вместе с И. И. Теребеневым) серию агитационно-сатирических композиций на темы народного сопротивления французским оккупантам.Как живописец начинал с портрета. Ранние работы такого рода тесно связаны с традицией провинциального усадебного и купеческого портрета, отмеченного наивным простодушием ("А. Л. Венецианова, мать художника", 1801); позднее его образы обогащаются задушевным психологизмом ("М. А. Венецианова, жена художника", конец 1820-х гг.; оба - Русский музей), сохраняя простоту и скромный масштаб композиции, мягкий лиризм колорита (многие написаны пастелью). Наиболее известен и значителен "Автопортрет" (1811, Третьяковская галерея).В 1811 был принят в число членов Академии художеств. Целиком посвятив себя искусству с 1819, Венецианов покидает столицу, живя в купленной им деревне Сафонково Тверской губернии. Предпочитая работать, по его собственным словам, "в сельском домашнем роде", он видит в создании образов своих крестьян идеал подлинного искусства, которое призвано "ничего не изображать иначе, чем в натуре является". Тем самым мастер противопоставляет свои творческие принципы академическому классицизму. Античная скульптура и французское искусство 19 - начала 20 вв. оказали весьма заметное влияние на Венецианова (так, этапная для всей его сельской темы картина "Гумно" (1821-23, Русский музей) возникла как ответ на интерьерно-перспективную живопись Ф. Гране). Но определяющими остаются мотивы среднерусской, повседневной пейзажной среды и народного быта. В соответствии со своим стилем художник передает их просветленными, полными мирного лада, выраженного и плавными, округлыми ритмами рисунка, и гармонически ясными цветовыми тонами, воспроизводящими ровный свет летнего дня. Таковы наиболее известные из его жанровых картин - "На пашне. Весна" (1-я половина 1820-х гг.), "На жатве. Лето" (1820-е гг.; обе - в Третьяковской галерее), "Утро помещицы" (1823), "Спящий пастушок" (1823-24; обе - в Русском музее). Крестьянские портреты, - такие, как "Захарка" (1825) или "Крестьянка с васильками" (1839), предстают фрагментами той же тихой идиллии.Венецианов писал также многочисленные образа для местных церквей. В позднем творчестве обращается к историческому ("Петр Великий. Основание Петербурга", 1838) и мифологическому ("Купание Дианы", 1847, Третьяковская галерея) жанрам, стремится к драматической выразительности образа ("Причащение умирающей", 1839; все - в Третьяковской галерее). Новый этап его творчества прерывается внезапной смертью - он погибает, выброшенный из кибитки, когда лошади понесли на скользкой зимней дороге.Педагогическая система мастера, практическое применение которой привело к рождению особой венециановской школы, наиболее характерной и самобытной из всех "персональных школ" русского искусства 19 века, явилась непосредственным развитием его личного стиля, нацеленного на первозданную прост