Значение ВЕЙСЕ, ХРИСТИАН ГЕРМАН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

ВЕЙСЕ, ХРИСТИАН ГЕРМАН

(Weisse) ? немецкий философ; сын Христиана Эрнста В., род. в 1801 г. в Лейпциге. Уже в самых ранних сочинениях его, "Ueber das Studium des Homer und seine Bedeutung fur unser Zeitalter" (Лейпц., 1826) и "Ueber den Begriff, die Behandlung und die Quellen der Mythologie" (Лейпциг, 1827), можно заметить его разногласие с философией Гегеля. Первой вполне самостоятельной его работой было сочинение "Ueber den gegenwartigen Standpunkt der philos. Wissenschaft" (Лейпц., 1829); в то же время он перевел сочинение Аристотеля "О душе" и "Физику" (Лейпциг, 1829). Затем последовали сочинения: "Das System der Aesthetik, als Wissenschaft von der idee der Schonheit" (Лейпц., 1830); "Idee der Gottheit" (Дрезден, 1833); "Die philos. Geheimlehre uber die Unsterblichkeit des mensch. Individuums" (Дрезден, 1834); "Theodicee, in deutschen Reimen" (Дрезд., 1834); "Buchlein von der Auferstehung" (Дрезден, 1836); "Grundzuge der Metaphysik" (Гамб., 1835). В близкой связи с его философскими убеждениzми находятся его "Kritik und Erlauterung des Goetheschen Faust"(Лейпц., 1837) и "Die evang. Geschichte, kritisch und philosophisch bearbeitet" (Лейпц., 1838). Сделавшись профессором философии в Лейпциге, он старался, как это видно из его речи: "In welchem Sinne sich die deutsche Philosophie wieder an Kant zu orientieren hat" (Лейпциг, 1847), противопоставить диалектическому методу и пантеистическому идеализму последователей Канта и Гегеля ? систему этического теизма, тесно соединенного с христианской догмой. Это стремление заметно и в его сочинениях: "Ueber die Zukunft der evang. Kirche. Reden an die Gebildeten deutscher Nation" (Лейпц., 1849); "Philos. Dogmatik oder Philosophie des Christenthums" (Лейпц., 1855?62); "Christologie Luthers" (Лейпц., 1852) и "Die Evangelienfrage in ihrem gegenwartigen Stadium" (Лейпциг, 1856). Умер в 1866 г. После его смерти изданы: "Beitrage zur Kritik der Paulinischen Briefe" (Лейпц., 1867); "Kleine Schriften zur Aesthetik und aestheti-schen Kritik" (Лейпц., 1867); "W.-s Psychologie und Unsterblichkeitslehre" (Лейпциг, 1869) и "Chr. Herm. W.-s System der Aesthetik, nach dem Kollegienhefte letzter Hand" (Лейпц., 1872). Зейдель (Seydel) написал характеристику В. (Лейпциг, 1866).

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.