Значение слова БУДУТИНО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое БУДУТИНО

или Будятино , иначе Будутина весь . ? В Никоновской летописи под 975 г., где говорится о назначении Владимира Святославича в Новгород на княжение, сказано: "Володимир бо б от Малки, ключницы Олжины; Малка же б сестра Добрыне, и б Добрыня дядя Володимеру; и б рожение Володимиру в Будутине веси; тамо бо в гневе отслала еа Олга, село бо бяше еа тамо и умираючи даде его святей Богородици". В других, древних списках летописи, где трактуется о том же, ничего не говорится о Будутине и вообще о месте рождения Владимира Святого. В житии Ольги говорится, что она родилась в "веси нарицаемой Выбутской", а Степенная книга подробно рассказывает о том, как Игорь, во время переправы через р. Великую под селом Выбутским, познакомился с Ольгой, своей будущей супругой. Выбут часто упоминается в летописях: так, в 1394 г. новгородцы ходили ратью на псковичей, и в этом походе "убиша Копорского (князя) Иоана под Олгиною горою, а иных многих избиша на Выбуте"; в 1407 году на Псков шли ливонские рыцари под предводительством магистра Конрада фон Фитингофа, и псковичи встретили их "на броду у Выбути" и т. д. Выбутино, или Выбутский погост, у народа ? Либуть, Либутино, или Либутское село, есть и теперь, в 12 верстах от Пскова, при последних, самых опасных порогах р. Великой. Версты на полторы от этого села по реке и теперь известны Ольгины слуды (подводные камни) и Ольгины ворота; а ниже этого последнего урочища, на правом берегу устья р. Кеби, впадающей в Череху (а эта река впадает в Великую) есть урочище Буденик , или Будник . Преосв. Евгений в своей истории Псковского княжества (см.) говорит, что, по древнему преданию, здесь была отчизна Ольги и родина Владимира Святого, что в летописях последняя называется Будутино село и что до недавнего времени тут была деревня. Между тем, по смыслу известия Никон. летописи, а за ней и Архангелогородской, Будутина весь, родина св. Владимира, находилась в Киевской области и эту весь Ольга перед смертью завещала "Святей Богородице" ? церкви, очевидно, киевской. Теперь есть село Будище в Полтавской губ., Будыщи Лисяньи и Бужанка ? в Звенигородском уезде, Бужин ? в Чигиринском, Киевской губернии; но позволительно ли видеть в котором-нибудь из этих селений Будутино позднейших летописных сводов? Надо заметить при этом, что киевская церковь св. Богородицы основана св. Владимиром, и Ольга, следовательно, не могла завещать ей Будутину весь. Уже Карамзин заподозрил известия выше помянутых летописцев о ссылке Малуши в Будутино и завещании этого села церкви св. Богородицы. Кажется, можно положительно утверждать, что названные позднейшие летописцы неумело воспользовались преданием и из Буденика или Будника по образцу Выбутина составили Будутино, а, рассуждая совершенно верно, что Владимир родился в Киевской области, если не в самом Киеве, перенесли туда и Будутино. Что касается самого предания о Будутине, или Выбутине, как родине св. Владимира, то оно, естественно, могло составиться в народе, среди которого родилась и жила Ольга (хотя и это теперь подвергают сомнению) и который из религиозного, так сказать, честолюбия желал видеть в своей области родину и св. Владимира, внука святой же Ольги.

А. Э.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.