в науке уголовного права и в уголовных законодательствах считается наравне с недостаточным развитием умственных способностей и болезненным состоянием душевной деятельности одной из субъективных причин, устраняющих вменяемость (см. это сл.), и имеет то значение, что лица даже вполне развитые, но страдающие душевными болезнями, могут тем не менее не ответствовать за совершенные ими преступления или проступки в силу различных причин, устраняющих в них сознание содеянного, т. е. возможность понимать свойства и значение совершаемого и руководить своими поступками. Эти устраняющие сознание причины могут быть физиологического, патологического или же социально-патологического свойства. Физиологическими причинами являются сонные состояния (сон, просонки, сомнамбулизм, см. это сл.). К причинам патологическим относятся: 1) одряхление, 2) аффекты и 3) болезненные состояния организма, влияющие на душевную деятельность (см. это сл.). Наконец, причинами социально-патологическими представляются: 1) голод и 2) опьянение (см. эти сл.). Выражение "бессознательное состояние" как законодательный термин не встречается в нашем действующем уложении о наказаниях, придерживающемся системы перечисления причин, устраняющих вменяемость. По новому проекту уголовного уложения (ст. 33) под общее понятие бессознательного состояния подходят все вышеперечисленные как болезненные или ненормальные, так и физиологические состояния организма, имеющие влияние на психическую деятельность и поэтому устраняющие вменяемость.
В гражданском праве бессознательное состояние, вызванное сном, просонками, смонамбулизмом, аффектами, болезненными состояниями организма и опьянением, является причиной, устраняющей дееспособность лиц, впавших в это состояние. Все юридические акты, совершенные этими лицами, как совершенные при отсутствии сознательной воли, признаются недействительными. Наше законодательство обращает внимание на это состояние лишь по поводу духовных завещаний (Св. Зак., т. Х, ч. 1, ст. 1016), требуя, чтобы они были составляемы "в здравом уме и твердой памяти"; однако вышеприведенное общее правило путем научного толкования должно быть распространено и на все остальные юридические акты, так как сознательная воля является их существенным признаком и необходимым условием их действительности.