(греч. '??????, лат. Athe nae) ? город, служивший в древности, как в культурно-историческом, так и в политическом отношениях (в последнем, впрочем, только временно), главным средоточием эллинской жизни и прозванный древними поэтами "оком Эллады"; в новейшее время А. сделались столицей и резиденцией Греческого королевства. Город расположен на целом ряде скалистых холмов, в самой обширной равнине Аттики (см. это сл.), между pp. Илиссом и Кефиссом, на расстоянии приблизительно 5 км по прямой линии от моря и в 7 км от его позднейшей гавани, Пирея. Начальная его история, как и древнейшая история всей области, теряется во мраке неизвестности. Предание приписывает основание его царю Кекропсу. Первоначально город занимал лишь верхнюю площадь крутого, доступного только с западной стороны холма, служившего в течение всей древности в качестве крепости (акрополя), политическим и религиозным центром, ядром всего города. По преданию, пеласги сравняли вершину холма, окружили ее стенами и построили на западной стороне для защиты входа сильное наружное укрепление с 9 воротами, расположенными одни за другими (отсюда и название Эннеапилон, т. е, 9 ворот, или Пеласгикон, т. е. крепость пеласгов). Внутри замка жили древние цари этой части Аттики со своей дружиной; здесь возвышался также древнейший храм того божества, под особенным покровительством которого находился город, именно Афины-Градозащитницы (Афины Полиады), наряду с которой почитался также потрясающий землю бог моря, Поссейдон и Эрехтей (вследствие чего и сам храм назывался обыкновенно Эрехтейоном).
АКРОПОЛЬ В АФИНАХ.
Часть населения, подвластного владельцам крепости, с течением времени поселилась у подошвы холма, главным образом на южной и юго-вост. сторонах его (отчего и впоследствии еще находились здесь древнейшие святилища города, как, напр., храмы Олимпийского Зевса, Аполлона, Диониса и др.). Затем начались поселения по склонам тянущихся к З отсюда холмов; еще до сих пор отчасти заметны на этих холмах врезавшиеся в скалистую почву фундаменты первоначальных жилищ. Нижний город расширился еще больше, когда вследствие объединения различных частей, на которые в древнейшие времена распадалась Аттика, в одно политическое целое (предание приписывает это Тезею), А. сделались столицей этого объединенного государства. Постепенно, в течение последующих столетий, город заселился также и с северной стороны акрополя; здесь по преимуществу селились ремесленники, именно члены уважаемого многочисленного в А. класса горшечников, вследствие чего значительный квартал города к СЗ от крепости получил название Керамика (горшечного квартала). Впоследствии украшению города много содействовали Пизистрат и его сыновья своими многочисленными и великолепными общественными постройками. Ими воздвигнут был и алтарь 12 богов в южной части новой агоры (рынок), расположенной у северо-западной подошвы акрополя, причем от этого пункта измерялись расстояния всех местностей, соединенных дорогами с главным городом. Ими же начата была постройка колоссального храма Зевса Олимпийского, к ЮВ от крепости, не доведенного до конца, вследствие падения тиранов; по всей вроятности им же принадлежит сооружение нового большого храма Афины-Девственницы (Гекатомпедос) на высочайшем пункте крепостного холма, еще до своего окончания или скоро после него разрушенного персами. Пизистрат обращал свое внимание и на местность, лежащую вне городских стен: он окружил источник Каллирро e, находившийся близ восточной городской стены на правом берегу речки Илисса и доставлявший городским жителям наилучшую воду для питья, колодцем с 9 трубами (отсюда и его название ? Эннеакрунос) и к СВ, отсюда в качестве святилища, посвятил Аполлону обширное пространство (Ликейон), впоследствии еще более расширенное и украшенное Периклом и превращенное политическим деятелем Ликургом в гимназию.
Новая очень важная в истории А. постройка появилась около 500 года до Р. X., когда у юго-восточного подножия крепости, в священном участке Диониса, Ленеоне, принадлежавшем к части города, носившей название Лимны, начато было сооружение каменного здания для драматических представлений, которые до сих пор происходили на устраиваемых каждый раз заново деревянных подмостках (постройка эта была закончена лишь Ликургом в эпоху Александра Великого). Во время Персидской войны (480 г. до Р. X.) сильная катастрофа постигла А.; по совету Фемистокла, все жители оставили город, и стены, дома. храмы и крепость были опустошены войсками Ксеркса. Однако, едва только после победы при Платее персы должны были удалиться, афиняне снова вернулись на свои развалины и, восстановив кое-как свои жилища, принялись за постройку новой, более обширной городской стены. Благодаря настояниям Фемистокла, постройка эта производилась с большой поспешностью и, несмотря на протесты спартанцев, которые хотели, чтобы Афины оставались неукрепленными, она в скором времени была закончена (479?477 гг.). Еще и теперь расположение этой стены, снабженной почти сотней башен, ясно видно во многих местах, особенно на западной стороне, где она тянулась по склонам холмов Музейона и так называемого холма Нимф, и на южной и юго-восточной сторонах, где она шла по правому бер. Илисса. Окружность ее, включая сюда и все ее выступы и изгибы, равнялась приблизительно 8 км. Для сообщений служили 10 ? 12 ворот, из которых и теперь еще можно указать на Мелитские и Пирейские ? на западной стороне, Фракийские или Двойные ворота (Дипилон), служившие исходным пунктом для процессии, направлявшейся из А. в Элевзис, и потому прозванные также "священными" ? на северо-западной стороне, Ахарнийские ? на северной, Диомейские ? на северо-восточной, Диохаровы ? на восточной и, наконец, Итонийские ? на южной стороне.
В связи с восстановлением городских укреплений, Фемистокл принялся за укрепление новой гавани (Пирея), которая была им заложена еще до Персидской войны. До сих пор афиняне пользовались Фалернской гаванью, находившейся от города лишь на расстоянии 3 км, но не достаточно безопасной для кораблей, Фемистокл же побудил их соорудить новую гавань, на расположенном в 7 км к ЮЗ от А. скалистом Пирейском полуострове, представлявшем 3 превосходные, уже самой природой приспособленные, безопасные гавани: главную гавань, Пирей в тесном смысле, узкий вход которой мог быть заперт цепями, и которая распадалась на 2 части ? военную (кантар) и торговую гавань (эмпорион), и находящиеся на вост. стороне полуострова гавани ? Дзеа и Мунихия. Высокая и крепкая ограда защищала все эти постройки. В 457 г., в правление Перикла, укрепленная гавань была соединена с городом А. стеной около 7 км длины, и подобная же стена проведена от города к Фалернской бухте; вследствие этого А. оказались соединенными с обеими своими гаванями общей системой укреплений и были превосходно защищены от всяких нападений. Для усиления этой системы в 444 г. до Р. Х была воздвигнута еще третья стена между обеими предыдущими, параллельная западной, ведущей от А. к Пирею. В самом городе Кимон построил на южной стороне крепостного возвышения новую стену, которая на З, прямо над подъемом на верхнюю площадь крепости, замыкалась бастионом наподобие башни (пиргос), господствовавшим над этим подъемом. На нем возвышался чрезвычайно изящный храм Нике Аптерос (Бескрылой победы), построенный, вероятно, уже после Кимона. Храм этот в 1687 г. был полуразрушен турками при сооружении вала, но в 1835 г., при расчистке последнего, откопан почти совершенно и восстановлен архитекторами Шаубертом и Ганзеном, под руководством археолога Людвига Росса (см. "Акрополь в Афинах" ? верхний рисунок). Кроме того, Кимон построил еще в городе к СЗ от агоры величественный храм в дорическом стиле, в честь Тезея, так называемый Тезейон (см. "Греческое зодчество", чертеж 1-й), превращенный в христианское время в церковь св. Георгия, и благодаря этому уцелевший еще до сих пор со своими скульптурными украшениями (впрочем, некоторые новейшие исследователи сомневаются в тождественности этого храма с Тезейоном и считают его скорее храмом Геракла в квартале Мелите). Далее, для удобства гуляющих он засадил деревьями южную часть рынка и прозванную Академией гимназию, находившуюся в северо-западном предместье А., так называемом наружном Керамике. Родственник Кимона, по имени Пейзионакс, также содействовал украшению города постройкой на северо-западной стороне рынка изящного портика, служившего для гулянья и бесед. Стены портика были покрыты историч. картинами Полигнота и его учеников, отчего и сам портик получил название ???? ??????? ? расписанный портик.
Гораздо более еще, чем Кимон, содействовал украшению города монументальными постройками Перикл. Первым его сооружением был Одеон, воздвигнутый по близости театра в священном участке Диониса (оконч. еще до 444 г.). Это было круглое здание, предназначенное для музыкальных представлений; крыша его, представлявшая форму шатра, поддерживалась многочисленными колоннами. Но главное свое внимание Перикл обратил на украшение акрополя, который теперь получил значение не столько крепости, сколько религиозного центра государства. Для этой цели была определена часть тех громадных сумм, которые находились тогда в распоряжении А., и куда входила дань их союзников. Прежде всего Перикл поручил архитектору Иктину на место старого разрушенного персами Гекатомпедонта построить новый, более великолепный и обширный храм Парфенон, еще и теперь в своих развалинах представляющий самый совершенный образец дорического стиля (см. "Акрополь в Афинах" ? на нижнем рисунке, больший храм с левой стороны). Великолепие его усиливалось еще, благодаря мпогочисленным и дивным изваяниям, которыми под руководством Фидия был украшен храм, как снаружи, так и внутри. Немедленно по окончании Парфенона (см. это сл.), служившего сокровищницей богов и для празднования Панафиней, в 438 г. до Р. X. Перикл поручил архитектору Мнезиклу сооружение новых великолепных ворот при входе на акрополь, так наз. Пропилеев (437 ?4 32 гг.), которые и поныне еще сохранились в своих главных частях (см."Акрополь в Афинах" ? верхний рисунок). Лестница из мраморных плит, извиваясь, вела по западному склону холма к портику, состоявшему из 6 дорических колонн, промежутки между которыми симметрически уменьшались с обеих сторон. К этому портику, для заполнения всей ширины западной стороны холма, примыкали 2 крыла различной величины; северное крыло было украшено живописью, южное, может быть, служило сторожевым пунктом; за этим передним портиком находились широкие сени, потолок которых, украшенный живописью и золотом, поддерживался 6-ю ионическими колоннами. Из этих сеней, через пять проходов, из которых средний был наибольший, входили в другой портик, подобный первому портику.
Пелопонисская война (431 г. до Р. X.), с самого начала потребовавшая напряжения всех сил А., хотя и значительно уменьшила строительную деятельность этого города, но не прекратила ее вполне. Афиняне приступили тогда к перестройке старейшего и священнейшего из храмов на акрополе, так наз. Эрехтейона, причем был сохранен первоначальный основной план, именно соединение под одной кровлей святилищ Афины-Полиады, Поссейдона и Эрехтея. Окончание постройки, замедлившееся вследствие войны, последовало лишь после 409 г.; в 406 г. она сильно пострадала от пожара и была восстановлена в 395 ?3 94 г. до Р. X. (см. "Акрополь в Афинах" ? на нижнем рисунке; меньший храм с правой стороны). Особенно величественный вид придавали этому зданию портики: восточный с 6-ю и северный с 4 ионич. колоннами, в фасаде маленькая пристройка, прислоненная к южной стороне, поддерживаемая 6 мраморными кариатидами, и 3 окна в западной стене, окаймленные полуколоннами. Еще и теперь, несмотря на многочисленные переделки и повреждения, храм этот представляет лучший образец ионически-аттического стиля в эпоху наибольшего его расцвета. Неудачный для А. исход Пелопонисской войны (404 г. до Р. X.) имел своим последствием разрушение одного из самых значительных сооружений: афиняне были вынуждены спартанцами разрушить укрепления Пирея и длинные стены, соединявшие его с городом. Однако, уже в 393 г., в эпоху Виотийско-коринфской войны со Спартой, Конон, с помощью персидских субсидий, восстановил эти необходимые для безопасности А. укрепления. Новый тяжелый удар был нанесен А., как и всей Греции, битвой при Херонее (338 г.). Однако, благодаря умелому управлению Ликурга финансами (338 ? 326 гг.), город обогатился новыми постройками, возведенными за счет государства. Так, в 330 г. был наконец окончен театр в предместьи Аграх, расположенном по ту сторону Илисса, был устроен стадион для гимнастических состязаний во время праздника Панафиней, а в Пирее архитектором Филоном воздвигнут громадный морской цейхгауз. Украшению города содействовали и богатые граждане. Образцом таких частных построек служит построенный в 335 г. и сохранившийся еще до сих пор хорагический памятник Лизикрата (прозванный в народе Демосфеновым фонарем) к В от акрополя. Это небольшое круглое мраморное здание, с 6 коринфскими полуколоннами; верх памятника имеет вид низкого купола, из середины которого выступает украшенный акантовыми листьями пьедестал, на котором стоял бронзовый треножник. Неподалеку от него находился другой хорагический памятник Фразилла, построенный в 320 г. и ныне разрушенный; он состоял из маленького портика с 3 дорическими пилястрами, на котором находилась мраморная статуя Диониса, с треножником на коленях.
Когда после смерти Александра Великого последняя попытка греков вернуть свою самостоятельность привела к несчастному исходу Ламийской войны (322 г. до Р. X.) и А. должны были принять в свои стены македонский гарнизон и управляться македонскими наместниками, то сооружения новых как общественных, так и частных построек почти совершенно прекратились. Но прежний блеск, все еще окружавший этот город даже в его падении, побуждал чужеземных "эллинских" государей воздвигать здесь постройки, надписи которых свидетельствовали славе их соорудителей. Так, египетский царь Птоломей II Филадельф велел соорудить к СЗ от рынка гимназию, в которой находилась и библиотека, царь пергамский Эвмен II (197 ?1 89 гг.) построил за стеной театра портик, который должен был служить частью для репетиций драматических хоров, частью для укрытия зрителей при внезапном дожде; преемник его, Аттал II (1 59?1 38 г.), построил обширный портик у северо-восточного края агоры; остатки этого портика сохранились еще до сих пор. Антоний IV Эпифан (175 ?1 64 гг.), царь сирийский, предпринял окончание начатого при Пизистратидах храма Зевса Олимпийского, предприятие, прерванное вследствие смерти этого царя. Римское господство вначале также не было обременительно для А. Только раз им пришлось сильно поплатиться за свою политическую ошибку. Когда в войне римлян с царем понтийским Митридатом Великим А. приняли сторону последнего, то Сулла взял город приступом (86 г.); укрепления Пирея, большой цейхгауз и остатки длинных стен были срыты победителем до основания и с тех пор более не возобновлялись. Морское могущество А. упало окончательно, а Пирей превратился в незначительное местечко из немногих домов близ гавани. Из Афин Сулла вывез множество колонн неоконченного храма Зевса Олимпийского. Во время осады, построенный Периклом Одеон был снесен защитниками крепости, опасавшимися, чтобы неприятель не употребил его деревянный материал для осадных машин, но вскоре после этого он был восстановлен царем Каппадокии Ариобарзаном II (умер в 52 г. до Р. X.). Около того же времени одним частным лицом, Андроником из г. Кирра в Сирии, было сооружено на свободной площади к В от агоры здание, сохранившееся еще доныне и известное в народе под названием "Башни ветров" (см. Андроник).
Основатели Римской монархии, Юлий Цезарь и Август, несмотря на многие политические ошибки афинян, также покровительствовали этому городу. Из расточаемых ими даров афиняне соорудили к СВ от агоры небольшое святилище Афины Архегетиды (небольшой храм, окруженный с 3 сторон стенами и с 4 дорич. колоннами с лица), украшенное статуями некоторых членов императорских фамилий и служившее в то же время преддверием к площади, окруженной стенами и предназначенной для торговли оливковым маслом. Далее, Агриппа, сподвижник Августа, построил в Керамике театр, Агриппеон, за что афиняне почтили его сооружением статуи, поставленной при входе на акрополь, перед северным крылом Пропилеев. Довольно грубый пьедестал этой статуи, высотой около 8 м, сохранился еще и теперь. Еще при жизни Августа был построен на акрополе, к востоку от Парфенона, круглый храм в честь богини Ромы и Августа. Но наибольшим благодетелем А. был император Адриан, в царствование которого город стал заново процветать и украсился многочисленными великолепными постройками. Прежде всего Адриан довершил постройку храма Зевса Олимпийского. Обширная храмина, в которой возвышалась колоссальная статуя божества из золота и слоновой кости, была окаймлена по длинным своим сторонам ? двумя, а по узким ? тремя рядами могучих, высотой в 20 м коринфских колонн, из которых 15 стоят еще и теперь, а 16-я лежит на земле, опрокинутая сильной бурей. Этот лес колонн был окружен обширным, обведенным стеной, священным пространством (перибол) в 668 метров в окружности, где хранились многочисленные приношения, между прочим, и статуи императора, сооруженные А. и многими другими греч. городами. Вокруг этого храма возник совершенно новый квартал, названный в честь императора "Адрианополисом". Со старым городом эта часть соединялась существующей и поныне аркой, на одной стороне которой находилась надпись: "Это Афины, прежний город Тезея", а на другой: "Это город Адриана, а не Тезея". Далее, Адриан построил храм Зевса и Геры, Пантеон, богато украшенное, окруженное колоннадой из драгоценного фригийского мрамора здание библиотеки и обширную, украшенную 100 колоннами из африканского мрамора гимназию. При преемнике Адриана, Антонине Пие, был устроен (140 г. по Р. X.) водопровод, снабжавший город водой с севера, из-за нескольких миль. Кроме того, город был обязан новыми украшениями щедрости одного чрезвычайно богатого частного человека, учителя риторики Ирода Аттика. Последний не только велел покрыть каменные сидения стадиона на берегу Илисса плитами из пентелийского мрамора, но построил также в 161 г. по Р. X., в память своей умершей супруги Региллы, у юго-зап. подошвы акрополя Одеон, или театр, вмещавший в себе около 6000 зрителей. Театр этот заключал в себе 31 ряд покрытых мрамором сидений, оркестр для хоров, сцену с высокой, снабженной полукруглым окном задней стеной, и был покрыт искусно сделанной крышей из кедрового дерева. За исключением крыши, здание в главных своих частях сохранилось еще до сих пор. В эпоху своего процветания при Антонинах, А. были посещены путешественником Павзанием, оставившим в первой книге своих "?????????? " точное описание города и его архитектурных и художественных достопримечательностей.
Еще довольно продолжительное время после посещения Павзания, вплоть до византийского периода, А. пользовались сравнительно цветущим благосостоянием. Несмотря на многочисленные эдикты, преимущественно Феодосия I и его преемников, направленные против язычества, А. все еще оставались средоточием античного образования, пользовались покровительством императоров, хотя последние и вывозили оттуда некоторые художественные произведения для украшения новой столицы империи ? Византии, и даже во время нашествий варваров, как, напр., готов и герулов (207 г. по Р. X.), А. пострадали сравнительно немного. Лишь в VI ст. по Р. X., когда император Юстиниан I окончательно велел закрыть школы, в которых до тех пор преподавалась риторика и языческая философия, значение А. пало и они превратились в провинциальный византийский город; храмы были отчасти разрушены, отчасти же превращены в христ. церкви, хотя в числе его епископов и (857 г.) архиепископов насчитывалось несколько ученых, пользовавшихся высоким уважением современников. Во время господства в Греции франков (с 1205 г.) А. сделались столицей герцогства того же имени; герцогство это, кроме Аттики и Виотии, состояло еще из нескольких полос в Фокиде и юж. Фессалии и сначала находилось во владении бургундской фамилии де ла Рош, от которой оно в 1308 г. по наследству перешло к сводному брату последнего герцога, Вальтеру де Бриенн. Насколько можно судить по сохранившимся от того времени остаткам стен, хотя может быть они принадлежат еще к эпохе Юстиниана, пространство, занимаемое тогда А., значительно сузилось и ограничилось почти одной только местностью вокруг северн. и вост. подножия крепостного холма. После этого город и герцогство перешло в руки каталон. наемников, убивших Вальтера в битве при Кефиссе, в 1311 г.; некоторое время спустя они отдали герцогство под верховную власть арагонских королей Сицилии, управлявших им через своих наместников в А. В 1385 г. герцогство было завоевано флорентийцем Нерио Аччиажуоли (Райнерио I), семейство которого владело им до 1458 г., когда Мохаммед II присоединил А. к Турции. Парфенон, со времени Юстиниана I служивший христ. храмом св. Марии, был обращен в 1460 г. в мечеть. Пристроенный к Пропилеям во время господства франков рыцарский замок обращен в турецкие казармы. Последний остаток его, колоссальная бургундская башня на южном его крыле, снесен только в последнее время.
Эпоха турецкого господства, в продолжение которой А. были причислены к Негропонтскому (Эвбейскому) пашалыку и управлялись турец. воеводами, подвластными паше, была временем глубокого упадка этого города, А. представляли в это время маленький провинциальный городок в 6000?8000 жителей, которые, за исключением турок (в руках последних находилась почти вся поземельная собственность), были отчасти греческого, отчасти албанского происхождения. Раскинутый на большом пространстве с узкими и кривыми улицами, без стен (лишь в 1776 г. была воздвигнута вокруг города стена с выступающими башнями, но в 1835 г. она опять была уничтожена), город служил верным отражением упадка всей греч. нации. Архитектурные и художественные памятники древности, благодаря презрению к ним турок и тупому равнодушию греков, приходили все более и более в упадок и отчасти даже были насильственно разрушены. Так, например, сломан был турками изящный храм Афины-Победительницы для постройки бастиона перед Пропилеями (1687 г.). Во время осады А. венецианцами под предводительством Морозини в 1687 г. Пантеон был сильно поврежден бомбой, а в начале XIX в. лорд Эльджин, британский посол при дворе Порты, лишил город значительной части его скульптурных украшений (1801 ?3 г.). Хорагический памятник Фразилла и маленький храм в ионическом стиле на берегу Иллиса, превращенный впоследствии в церковь, были разрушены во второй половине XVIII столетия самими греками. К счастью, еще до наступления этой эпохи разрушений, в зап. Европе опять появился интерес к афинским древностям, что побудило нескольких ученых и художников разыскать сохранившиеся остатки этих памятников и познакомить с ними публику с помощью описаний и рисунков. Так, например, маркиз де Нуантель, французский посланник при турецком дворе, поручил в 1674 г. находившемуся в его свите живописцу Жаку Каррею снять рисунки с множества интереснейших памятников А., именно со скульптурных работ Парфенона. В следующем году в А. прибыли путешественники Жак Спон и Джорж Велер (Wheler), опубликовавшие потом в своих сочинениях отчеты о местных памятниках древности. Но особенные заслуги в этом деле принадлежат английским архитекторам Стюарту и Реветту, которые в 1751 ?5 4 гг. тщательно измерили и сняли чертежи со всех еще существовавших тогда в А. античных памятников и опубликовали их в сочинении: "Antiquities of Athens" (4 т., Лондон, 1762 ?1818).
Война за независимость Греции сопровождалась еще большим опустошением города А. 21 июня 1822 г., после долгой осады, крепость перешла в руки греков, но 15 августа 1826 г. город снова был взят турками. В акрополе горсть храбрецов почти в течение целого года еще оказывала сопротивление, но 5 июня 1827 г. и этот последний оплот греческой свободы должен был сдаться неприятелю. Большая часть греческого населения оставила тогда город, превратившийся почти в груду развалин, и лишь по окончании войны (1829 г.), особенно, когда, благодаря Лондонской конференции (3 февраля 1830 г.), Аттика вошла в состав новообразовавшегося греческого государства, большинство оставивших город жителей снова вернулись в него и построили себе деревянные или глиняные хижины среди кучи развалин. Скоро появились переселенцы из других частей Греции, так же как иностранцы из различных стран Западной Европы. Но даже по вступлении на престол короля Оттона (1833 г.), А. в общем представляли еще груду развалин. Однако, перенесение сюда столицы и резиденции Греческого королевства (25 декабря 1834 г.) в течение нескольких лет поразительно изменили вид города.
Эти новые Афины, назыв. новогреками Athina, расположены к С и В от акрополя и тянутся по направлению к Ликабетту, Патиссии и старой академии. Улицы большей частью прямые и широкие. Зяачительнейшее здание города ? это выстроенный Фридрихом фон Гертнером на восточной стороне его обширный королевский дворец, с фасадом из пентелийского мрамора. Кроме дворца, заслуживают еще упоминания: здание университета (заложенное 14 июля 1839 г. и содержащее в себе университетскую и национальную библиотеку с 95000 том. и собрание монет) в северо-восточной части города, здание парламента с библиотекой в 35000 том., обсерватория, расположенная к З от города на так называемом Холме Нимф, и академия, великолепная постройка из пентелийского мрамора по плану архитектора Ганзена. За исключением большого и прекрасного сада за королевским дворцом, устройство которого, главным образом, составляет заслугу королевы Амалии, город довольно беден садами и деревьями. Из учреждений, имеющих целью содействие наукам и искусствам, кроме низших и средних школ, из которых особенно замечателен, названный по имени своего учредителя Арсакиона, девичий институт, в А. имеются: основанный в 1836 году университет, насчитывающий до 60 профессоров, 33 доцентов и 1995 студентов с принадлежащим к нему физиографическим и зооологическим музеем и ботаническим садом (по дороге в Элевзис), политехникум, далее, 4 гимназии, духовное училище (так называемая школа Рицари), семинария для школьных учителей, археологическое общество, предпринявшее уже массу раскопок, городская клиника, лечебница для глазных болезней, основанный и содержимый на счет французского правительства институт для содействия молодым французским ученым в их археологических и топографических исследованиях Греции (так назыв. Ecole franç aise), основанный в 1874 с этой же целью Императ. немецкий археологический институт, археологический музей, 1 зимний и 3 летних театра. Из благотворительных учреждений в А. особенно замчательны два сиротских дома, воспитательный дом и богадельня. Городскими делами заведует демарх вместе с выборным общинным советом. В торговом отношении значение А. в последнее время значительно поднялось, хотя все еще не может сравняться с некоторыми другими греческими городами, например с Патрасом и Сирой (Гермуполис); промышленность незначительна. Население города, которое в 1834 г., когда А. сделались резиденцией, простиралось приблизительно лишь до 4000 жителей, в 1884 г. равнялось уже 84903. С портовым городом Лиреем (21618 жителей) А. с 1869 г. соединены железной дорогой, длиной в 12 км, а в 1884 г. Пирей-Патрасской ж. д. также с г. Элевзис.
Литература : Лик (Leake), "Topographie von A." (2 изд., перев. Байтера и Зауппе, Цюр., 1844); Форшгаммера, "Topographie von А". (Киль, 1841); Рошетта, "Sur la topographie d'Ath è nes" (Париж, 1852); графа де Лаборда, "Ath ènes au XV, XVI et XVII siè cles" (2 т., Париж, 1854); Бурсиана, "Geographie von Griechenland" (т. 1., Лейпциг, 1862); Бретона, "Ath ènes decrite dessine e" (2 изд., Пар., 1868); Диер, "Ancient Athens, its history, topography and romains" (Лондон, 1873); Ваксмута, "Die Stadt A. un Altertum" (т. 1, Лейпциг, 1874); Бюрну (Burnouf), "La ville et l'acropole d'Ath è nes aux diverses epoques" (Париж, 1877); Грегоровиуса, "A. in den dunkeln Jahrhunderten" (в "Unsere Zeit". 1881, т. 1); "Atlas von A. im Auftrage des kaiserl. deutschen arch a ol. Instituts herausgeg. von E. Curtius und J. A. Kaupert" (Берлин, 1878, 12 карт с объяснит. текстом); "Karten von Attika. Auf Veranlassung des Kaiserl, deu tschen archaol. Instituts mit erla uterndem Text herausg. von E. Curtius und I. A. Kaupert" (Берлин, 1881); Милюкова, "Афины и Константинополь" (СПб., 1855); см. также: "Gr èce. ? Athè nes et ses environs" (в "Collection des Guides" Joanne, 4 карты, 10 планов, Париж, 1888).