(1786–1865) - художник. Настоящее имя - Сумида Сёдзо. Он был выходцем из зажиточной семьи, владевшей паромной переправой. В раннем возрасте у Кунисады обнаружились творческие способности, в 15–16 лет он попадает в мастерскую Утагавы Тоёкуни, где учится почти семь лет. Первые самостоятельные работы Кунисады - иллюстрации и гравюры на отдельных листах - стали появляться примерно с 1807 г. С самого начала он создает гравюры на театральные темы (якуся-э), которые в дальнейшем станут основной доминантой его творчества. Успех к Кунисаде пришел быстро: уже в 1813 г. молодой художник считался вторым по популярности после его учителя мастером театральной гравюры. В работах Кунисады 1820-х гг. окончательно складывается новый тип театральной гравюры, характерный для школы Утагавы. В этом стиле творчески соединились сильные стороны предшествующих школ: динамизм передачи сценического действия Тории и индивидуальность облика актеров Кацукава. Интересны и работы Кунисады в жанре бидзинга - изображение красавиц. В конце 1820-х гг. он выпустил серию погрудных портретов куртизанок, которая принесла ему известность. После успеха другого мастера школы Утагава - Куниёси, с которым Кунисада соперничал всю жизнь, в творчестве художника появляется новая тема. Он выпускает серию гравюр "Зерцало знаменитых мужей Японии", в которой собраны изображения героев японской истории. В 1830-х гг., когда художник достиг большего жанрового разнообразия, им были созданы весьма примечательные изображения борцов сумо. В 1844 г. в жизни и карьере Кунисады происходят чрезвычайно важные события - он становится официальным главой школы Утагавы. Одной из наиболее известных работ того периода стала серия гравюр "53 станции дороги Токайдо". Эта серия не относится к пейзажному типу. Фигурами первого плана в гравюрах являются актеры. Серия имела огромный успех и была распродана большими тиражами. 1840–1850 гг. - время интенсивной деятельности Кунисады-педагога. На протяжении нескольких десятилетий он возглавлял мастерскую и воспитал немало учеников. Им издается огромное количество театральных гравюр, которые формируют отношение зрителей к театру и влияют на сам театр. Начало 1860-х гг. - пик популярности Кунисады. Деятельность Кунисады охватывает более полстолетия. Главным его достижением было создание особого типа театрального портрета - конкретного актера в конкретной роли, сочетающего личное сходство и атмосферу театрального действа.
Значение УТАГАВА КУНИСАДА в Энциклопедии Япония от А до Я
Что такое УТАГАВА КУНИСАДА
Япония от А до Я, энциклопедия. 2012