Значение ДЖАМИ АБДУРРАХМАН НУРАДДИН ИБН АХМАД в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ДЖАМИ АБДУРРАХМАН НУРАДДИН ИБН АХМАД

Абдуррахман Нураддин ибн Ахмад (7.11.1414, Джам, близ Нишапура, Хорасан, - 9.11.1492, Герат), персидский и таджикский философ и писатель. Считается завершителем классического периода поэзии на языке фарси. Родился в семье влиятельного духовного лица. Получив образование в Герате и Самарканде, Д. отказался от придворной карьеры и примкнул к суфийскому ордену 'накшбандийе' (см. Суфизм ), привлекшему поэта своими призывами к деятельному добру. В 1456 наследовал тестю в должности гератского главы ордена. К раннему периоду творчества Д. относятся прозаические суфийские трактаты, 1-я часть (1472) поэмы 'Золотая цепь' (своего рода энциклопедия накшбандизма), а также такие светские произведения, как трактаты о рифме и метрике, руководство по составлению стихотворных ребусов (му'амма) - труднейшему искусству, получившему широкое распространение в 15 в.

Приход к власти (1468) Султан-Хусейна Байкары, визиром которого был ученик и покровитель Д. Алишер Навои , значительно укрепил положение Д. Период расцвета его литературной деятельности, наступивший после 1474, открывается религиозно-философскими касыдами 'Море тайн' (1475) и 'Сияние духа', в которых Д. осуждает рационализм Ибн Сины , и сборником биографий суфийских святых 'Дуновения дружбы из обители святости' (1476-78). В 1480-87 Д. завершает цикл поэм 'Семь корон' ('Созвездие Большой Медведицы'). В вошедших в него поэмах 'Саламан и Абсаль', 'Юсуф и Зулейха' и 'Лейли и Меджнун' поэт использует классический жанр любовной повести для изложения суфийского учения о преодолении плотской любви на пути к истинной, т. е. божественной, любви. Поэма 'Дар благородным' (1481-82) включает 20 притч, содержащих обличение произвола властей и лицемерия духовенства. Поэмы 'Чётки праведников' (1482-83) и 'Золотая цепь' (ч. 2-3, 1485-86) примечательны разоблачением шарлатанства в суфизме и призывами к мудрому и гуманному управлению страной. Заключает цикл 'Книга мудрости Искандара' (1486-87) - поэтический ответ на 'Искандар-наме' Низами.

Последние годы жизни Д. ознаменованы созданием 'Бахаристана' (1487), трёх лирических диванов (1479-91) и 'Трактата о музыке'. Задуманный как ответ на 'Гулистан' Саади 'Бахаристан' состоит из прозаических рассказов-анекдотов, перемежаемых стихотворными вставками, и являет собой морально-этический кодекс, каким он должен быть по представлениям Д.

Проникнутое высокими этическими идеалами гуманистическое творчество Д. оказало огромное влияние на развитие как персоязычной литературы, так и многих др. литератур мусульманского мира.

Соч.: Бахаристан (текст и нем. пер. О. Н. Шлехта-Вшерд), Вена, 1846; Куллият, Таш., 1907; Нaфaхат-ол-онс, Тегеран, 1336 г. с. х. (1958); Асархон мунтахаб, ч. 1-5, Душанбе, 1964; в рус. пер. - Избранное, М., 1955; Трактат о музыке, Таш., 1960; Юсуф и Зулейха, М., 1964; Саламан и Абсаль, Душанбе, 1967.

Лит.: Бертельс Е. Э., Навои и Джами, М., 1965; А. Джами. Сб. статей, Душанбе, 1965; Рукописи произведений Абдаррахмана Джами в собрании Института востоковедения АН Узб. ССР, Таш., 1965; Брагинский И. С., 12 миниатюр, [М., 1966]; История персидской и таджикской литературы. Под ред. Яна Рипки, М., 1970; Хекмат А. А., Джами, Тегеран, 1320 г. с. х. (1941).

А. Н. Болдырев.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.