в древних мифах западносибирских шаманов большая священная река, соединяющая "верхний и нижний миры", на истоках которой у подножия горы верхнего мира находится мир нерожденных душ (Игектар), а ниже на большом ягельном пастбище место скопления нерожденных оленей (Кутурук). В средней части реки имеется множество притоков, каждый из которых принадлежит шаманам разных родов и охраняется на входах их духами-помощниками сэвэнами. В мире людей этими входами служили водяные водовороты на реках. В нижней части реки имеется 7 (или 9) порогов, каждый из которых охраняется злыми духами, несущими смерть. Там же находится мир мертвых (Буни), где в устьях каждого притока жили предки, передавшие шаману свой дар, еще ниже размещались родовые селения, а внизу у устья Энгдекит находились первые шаманки. Еще ниже устья располагается Нижний мир, куда безвозвратно попадают души тех, кто умер уже в Буни. Во время камланий шаманы пытаются по реке попасть либо - за душами детей или оленят в Верхний мир, затем переходят по дереву-лестнице к духу-хозяину этого мира, либо - за душами заболевших в Нижний мир по своей реке до четвертого порога, ниже которого можно посылать только духа-помощника, либо - для проводов души умершего вниз от устья своей реки до родового поселения мертвых.
В целом карта священной Энгдекита во многом напоминает структуру физического Времени (теория многовариантного Времени), где разветвления реки и ее основное русло можно сравнить с многовариантным Будущим и одновариантным Прошлым, причем, путешествие к умершим душам напоминает путешествие во Времени в тот момент истории, когда эти души (люди) были еще живы. (ВЧ)