-а, только ед. , м.
Модернистское направление в искусстве и литературе XX в., провозгласившее творческим источником сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации).
Все, что складывалось, формировалось, назревало в искусстве сюрреализма, нашло наиболее полное и концентрированное выражение в творчестве Сальвадора Дали ( Каптерева ) .
Родственные слова:
сюрреал'ист , сюрреалист'ический
Этимология:
От французского surrealisme (‘сверхреализм’). Впервые встречается в пьесе французского поэта Г. Аполлинера "Груди Тиресия" в 1917 г.
Энциклопедический комментарий:
Сюрреализм сложился в 1920-х гг. во Франции , развивая ряд черт дадаизма. Ряды сторонников сюрреализма пополнили многие дадаисты , включая их вождя Т. Тцара. Через сюрреализм прошли и большие , честные , принципиальные художники - П. Элюар , Л. Арагон , П. Пикассо. К нему примыкали испанский поэт Ф. Г. Лорка и французский режиссер Р. Клер. Своим духовным отцом сюрреалисты считали З. Фрейда. С 1930-х гг. для сюрреализма становится характерной противоестественность сочетания предметов и явлений , которым придавалась видимая достоверность. Сюрреализм выдвигал как образец для работы художника сновидчество медиума с последующим закреплением на бумаге (полотне, театральных подмостках, киноленте) вереницы образов. Сюрреализм в литературе провозглашал исходной моделью всякой деятельности , особенно предпочитаемой им лирики , "автоматическое письмо" - скоростную запись первых пришедших в голову слов , обрывков речи , навязчивых видений. В сюрреалистическом театре и кинематографе "истинная реальность" также утверждалась в безудержной фантастике алогично чередующихся фрагментов , в подчеркнутой вещественной конкретности отдельных сцен и кадров , странно состыкованных между собой , в овеществлении метафор , призванных освободить зрителя от подавленных в нем комплексов. так кактак называемыйтаким образомто есть