-ы, ж.
муз. Быстрые, технически трудные виртуозные пассажи в вокальной партии, содержащие ряд звуков мелкой длительности.
Исполнение колоратуры.
Импровизация колоратуры.
Родственные слова:
колорат'урный
Этимология:
От итальянского coloratura ‘окраска’ , ‘украшение’ ( < лат. coloro ‘крашу’, ‘окрашиваю’).
Энциклопедический комментарий:
Колоратура , как правило , связана с исполнением на один слог нескольких звуков , вплоть до технически трудных , виртуозных пассажей. Применялась в вокальной музыке уже в Средние века. Особенно широко представлена в ариях итальянской оперы XVIII-XIX вв. , где подразделялась на "бравурную" (широкие скачки голоса, громкие рулады) и "нежную" (изящные пассажи в негромком звучании). Колоратура частично выписывалась в нотах самим композитором , частично импровизировалась певцами. Нередко превращалась в самоцель , голое виртуозничанье. В то же время многие композиторы с успехом применяли колоратуру как художественное средство (В. А. Моцарт, Дж. Россини, Л. Делиб, Дж. Верди, Р. Штраус, М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков). Высокий женский голос , обладающий необходимыми для исполнения колоратуры гибкостью и подвижностью , называют колоратурным сопрано.