-а, м.
1) В античной эстетике: термин, служивший для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека.
2) лит. , театр. Эмоциональная разрядка, испытываемая зрителем, читателем в процессе сопереживания.
Просветляющее действие катарсиса на зрителей.
3) В психоанализе З. Фрейда: один из методов психотерапии.
4) перен. Нравственное очищение.
•
Родственные слова:
катарс'ический
Этимология:
От греческого katharsis ‘очищение от преступления , греха’.
Энциклопедический комментарий:
Древние пифагорейцы разработали теорию очищения души от вредных страстей (гнева, вожделения, страха, ревности и т. д.) путем воздействия на нее специально подобранной музыкой. Существовала легенда , что Пифагору удавалось с помощью музыки "очищать" людей не только от душевных , но и от телесных недугов. Платон не связывал катарсис с искусствами , которые ценились им не очень высоко. Сущность катарсиса он усматривал в очищении души от чувственных устремлений , от всего телесного , затеняющего и искажающего красоту идей. Другое собственно эстетическое осмысление катарсиса было дано Аристотелем. В "Политике" он писал , что под действием музыки и песнопений возбуждается психика слушателей , в ней возникают сильные аффекты (жалости, страха, энтузиазма) , в результате чего слушатели "получают своего рода очищение , то есть облегчение , связанное с наслаждением". Он показал катарсическое действие трагедии , определяя ее как особого рода "подражание... посредством действия , а не рассказа , совершающее путем сострадания и страха очищение подобных аффектов".