(от греч. m6nos — один и phthdngos — звук) — гласный, характеризующийся артикуляционной н акустической однородностью, т. е. стационарным положением артикулирующих органов и стационарными частотами формант, н этим отличающийся от дифтонга и трифтонга. Однако однородность М. относительна, поскольку артнкулятор-ный уклад н формантно-временная структура зависят от окружающих гласный согласных. Так, рус. М. [а] становится днфтоигоидным (т. е. неоднородным), получая [ij-образное начало в соседстве с мягкими согласными, ср. «мал» [mal] — [nV'al]. Дифтонгоидные М. отличаются от дифтонгов незначнт. длительностью переходного звука. В системах гласных разл. языков М., как правило, составляют большую долю, однако дифтонгондность М. встречается часто: в рус. яз. основные аллофоны гласных [о] н [ы]—дифтонгондиые: "энГ^ы1]. • Бондарко Л. В., Звуковой строй совР. рус. языка, М., 1977. Л. В. Бондарко. МОРА (от лат. тога — промедление, пауза) — ритмическая единица, выделяемая в фонологии древнегреческого, латинского, санскрита, японского и ряда других языков. М. равна открытому слогу с краткой гласной и компонентам слогов более сложного состава, если эти компоненты проявляют функцион. сходство с кратким слогом: могут нести собств. ударение, учитываются при определении места ударения, закономерностей «фонологич. длины> морфем и слов (см. Акцентология), стихотворных размеров и т. п. М. могут быть слоговыми, гласными, согласными. Слог СГ (согласный + гласный) равен одной слоговой М.; слог СГ: (при Г: — долгий гласный) разлагается на слоговую М.— СГ (согласный + гласный) и гласную М.— Г (гласный); слог СГС (согласный + гласный + согласный) разлагается на слоговую М.— СГ (согласный + гласный) и согласную М.— С (согласный); слог ССГ (согласный + согласный + гласный — в япон. яз.) разлагается на согласную М.— С (согласный) и слоговую М.— СГ (согласный + гласный). я. Б. Касевич.
Значение слова МОНОФТОНГ в Лингвистическом энциклопедическом словаре
Что такое МОНОФТОНГ
Лингвистический энциклопедический словарь. 2012