К статье СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК, СССР
Руководство СССР придавало большое значение формированию новой, советской культуры - "национальной по форме, социалистической по содержанию". Предполагалось, что министерства культуры на союзном и республиканском уровнях должны подчинять развитие национальной культуры тем же идейно-политическим установкам, что господствовали во всех отраслях экономической и общественной жизни. С этой задачей было непросто справиться в многонациональном государстве с более чем 100 языками.
Создав национально-государственные образования для большинства народов страны, партийное руководство стимулировало развитие в нужном направлении национальных культур; в 1977, например, было опубликовано 2500 книг на грузинском языке тиражом 17,7 млн. экз. и 2200 книг на узбекском языке тиражом 35,7 млн. экз. Подобное же положение дел было и в других союзных и автономных республиках. Из-за отсутствия культурных традиций большинство книг являлись переводами с других языков, главным образом с русского.
Задача советского режима в области культуры после Октября понималась по-разному двумя соперничавшими группами идеологов. Первая, считавшая себя застрельщиками всеобщего и полного обновления жизни, требовала решительного разрыва с культурой "старого мира" и создания новой, пролетарской культуры. Наиболее видным глашатаем идейно-художественного новаторства был поэт-футурист Владимир Маяковский (1893-1930), один из лидеров авангардистской литературной группы "Левый фронт" (ЛЕФ). Их оппоненты, которых именовали "попутчиками", полагали, что идеологическое обновление не противоречит продолжению передовых традиций русской и мировой культуры. Вдохновителем сторонников пролетарской культуры и одновременно наставником "попутчиков" был писатель Максим Горький (А.М.Пешков, 1868-1936), получивший известность еще в дореволюционной России.
В 1930-е годы, партия и государство укрепили свой контроль над литературой и искусством, создав единые общесоюзные творческие организации. После смерти Сталина в 1953 начался осторожный и все более углубленный анализ того, что было сделано при советской власти для укрепления и развития большевистских культурных идей, и последующее десятилетие стало свидетелем брожения во всех сферах советской жизни. Имена и произведения жертв идеологических и политических репрессий вышли из тотального забвения, возросло влияние зарубежной литературы. Советская культура стала оживать в период, обобщенно названный "оттепелью" (1954-1956). Возникли две группы деятелей культуры - "либералы" и "консерваторы", - которые были представлены в различных официальных изданиях.
См. также:
СССР: КУЛЬТУРА - А. ОБРАЗОВАНИЕ
СССР: КУЛЬТУРА - Б. НАУКА И АКАДЕМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ
СССР: КУЛЬТУРА - В. ТРАДИЦИИ И ПРАЗДНИКИ