исконная религия японцев. Слово "синто" ("путь богов") - китайского происхождения. Как система верований и обрядов синтоизм не уступает по древности христианству. Ранние формы синтоизма представляли собой обожествление природы, что характерно для примитивного этапа развития всех культур. Сильное влияние на синтоизм оказали буддизм и конфуцианство. Конфуцианство было ввезено в Японию из Китая в начале 5 в. н.э. Под его влиянием начал бурно развиваться (возможно, возник) синтоистский культ предков и сформировался аристократический нравственный кодекс, влиявший на политическую и общественную жизнь Японии на протяжение всей ее истории. Буддизм появился в Японии в середине 6 в. н.э. Из него синтоизм почерпнул философию, пышные обряды, концепцию повседневных этических обязанностей.
Удивительное многообразие богов и богинь в раннем синтоизме, пожалуй, уникально в мировой истории. Каждая гора, река, явление природы, даже деревья и травы имели своих богов (ками). Главными были Небесный отец и Земная мать; в ходе сотворения мира, которое очень напоминало процессы зачатия и рождения у людей, они породили острова Японского архипелага и большинство прочих богов и богинь. Аматэрасу Омиками, богиня солнца, или "Великое небесное сияющее божество", - самая замечательная богиня из всего этого потомства. В синтоистских текстах повествуется о том, как она попала на небо и присоединилась к небесным богам, сделалась правительницей солнца и, наконец, послала своего внука на землю, чтобы тот правил островами, ставшими впоследствии родиной японцев. Внук этот стал основателем вечной императорской династии.
Миф о зарождении японского государства и возникновении императорской династии лег в основу синтоизма, и когда в 1868 буддизм возродил синтоизм к жизни после тысячелетнего забвения, эта версия вошла как составная часть в систему государственного образования. В законодательных актах утверждалось, что император - божественный, священный посланец небес, а значит, наследственная власть императора не зависит от воли народа. Императору - живому воплощению богов предков - подобало оказывать абсолютное повиновение. Такова была сущность синтоизма как государственной религии современной Японии.
Перед Второй мировой войной в стране насчитывалось ок. 16 000 священников и более 110 000 святынь и храмов. Все японцы были обязаны соблюдать заповеди и обряды синтоизма.
Директивой верховного главнокомандующего сил союзников от 15 декабря 1945 государственная религия была отменена. Синтоизм превратился в одну из многих религий и должен был рассчитывать лишь на добровольную поддержку населения. 1 января 1946 был издан императорский эдикт, в котором император отрекался от своего божественного происхождения и заявлял, что отношения между троном и народом покоятся исключительно на взаимном доверии и любви.
Существует еще одна форма синтоизма - т.н. тринадцать сект. Вплоть до конца Второй мировой войны эта разновидность синтоизма отличалась от государственной по своему юридическому статусу, организации, имуществу, обрядам. Сектантский синтоизм неоднороден. Для этого вероучения характерны нравственное очищение, конфуцианская этика, обожествление гор, практика чудотворных исцелений и возрождение древних синтоистских обрядов.