Значение САВИНЬИ, ФРИДРИХ КАРЛ в Словаре Кольера

Что такое САВИНЬИ, ФРИДРИХ КАРЛ

(Savigny, Friedrich Karl) (1779-1861), немецкий юрист, основатель немецкой исторической школы права. Родился во Франкфурте-на-Майне 21 февраля 1779, начал преподавательскую карьеру в Марбурге. Профессор Берлинского университета в 1810-1842, затем прусский министр законодательства. Вышел в отставку в 1848, умер в Берлине 25 октября 1861.

Его работы по римскому праву включают монументальную Историю римского права в Средние века (Geschichte des rmischen Rechts im Mittelalter, 6 Bd., 1815-1831), труды по современному римскому праву: Право владения (Das Recht des Besitzes, 1803), Система современного римского права (System des heutigen rmischen Rechts, 8 Bd., 1840-1849). В этих сочинениях нашли воплощение новый тип истории права и новый способ изложения юридической теории. На протяжении 19 в. идеи Савиньи оказывали глубокое и разнообразное влияние на развитие западноевропейской и (в меньшей степени) англо-американской юриспруденции.

Савиньи изложил главные тезисы исторической школы в знаменитом труде О призвании нашей эпохи в законодательстве и юриспруденции (Vom Beruf unserer Zeit fr Gesetzgebung und Rechtswissenschaft, 1814, испр. изд. 1828), а также во вступительной статье в "Журнале исторической юриспруденции" ("Zeitschrift fr geschichtliche Rechtswissenschaft", выходил в 1815-1850). С точки зрения исторической школы, право - не произвольный продукт законодательства, а эманация духовного и исторического опыта народа, поэтому оно не может быть изменено только с помощью законодательства, но должно реформироваться постепенно и "органически". Исходя из этого, Савиньи выступал в работе О призвании нашей эпохи против предложения немецкого юриста Антона Тибо (в памфлете Необходимость общего гражданского права для Германии, ber die Notwendigkeit eines allgemeinen brgerlichen Rechts fr Deutschland, 1814) провести кодификацию гражданского права Германии.

Критика Савиньи почти не имела прямых последствий. Практические трудности не позволили провести кодификацию, пока Германия не обрела политическое единство. Философская позиция исторической школы, понимавшей право как выражение "народного духа" (Volksgeist), представляла собой реакцию на законнический подход к праву, господствовавший в начале 19 в. в Германии. Считая судью и практика-юриста важнее законодательства и законодателя, а принадлежащие сообществу нравы, обычаи и моральные представления важнее "рационально-спекулятивных" писаных законов, историческая школа внесла важные коррективы в западноевропейское правовое мышление.

Кольер. Словарь Кольера.