К статье ПСИХОЛОГИЯ
Середина 20 в. ознаменовалась развитием целого ряда теорий личности, что стало возможным благодаря накоплению огромного количества эмпирических данных.
Психодинамические теории личности. Исторические корни психодинамических теорий личности восходят к психоанализу Фрейда. Описывая топографию психики, Фрейд выделил три уровня - сознание, предсознание и бессознательное, причем бессознательное занимало наибольшее место и в его теории, и в научных изысканиях. Восприятие, мышление, память, намерение, воображение и т.п. относятся к сознательной стороне психики. Содержание предсознания может быть легко переведено в осознаваемую форму, подобно тому как человек сразу же осознает свое имя, как только его об этом спрашивают. Бессознательное состоит из инстинктивных побуждений, скрытых мотиваций и конфликтов, способных стать источником невротических мыслей и действий. Фрейд выделял два основных врожденного влечения: "эрос", т.е. ориентированный на воспроизведение жизни инстинкт, и "танатос" - разрушительный инстинкт стремления к смерти и физической агрессии. Любое влечение имеет побудительную силу; "цель", т.е. желание незамедлительного удовлетворения; "объект", посредством которого достигается удовлетворение; и "источник", т.е. орган, с которым он связан, например гениталии в случае полового инстинкта. Если инстинкты не получают удовлетворения естественным образом, они подавляются, сублимируются или направляются против собственного "Я". Например, если агрессивный инстинкт не разряжается, его давление может обратиться на "Я" и стать причиной суицида.
Фрейд выделял в структуре личности три части: "Ид", "Эго" и "Супер-Эго". Инстинкты непосредственно действуют на уровне "Ид" ("Оно"). Побуждения "Оно" имеют всецело бессознательную природу и находятся под влиянием "принципа удовольствия". "Эго" ("Я") как образующее начало личности относится к сфере действия "принципа реальности". "Я" имеет возможность различать фантазию и объективную реальность, тогда как "Оно" способно удовлетворять свои побуждения (например, сексуальные) в снах или фантазиях, одна из функций которых - "воображаемое исполнение желаний". Идеалы и нравственные принципы личности коренятся в "Супер-Эго" ("Сверх-Я"). "Либидо", базисная жизненная сила, служит энергетическим фактором для всех трех компонентов в структуре личности, однако, в соответствии с принципом "психической экономии", укрепление одной из частей личности истощает две другие. Конфликт между тремя компонентами может привести к психическим нарушениям, если сильное "Я", ядро личности, не имеет возможности удержать ее составляющие в состоянии гармонического равновесия. См. также ПСИХОАНАЛИЗ .
Защитные механизмы. При возникновении тяжелых психических проблем "Я" может бессознательно искать прибежище в "защитных механизмах", которые включают вытеснение, идентификацию, интроекцию, проекцию, смещение, сублимацию, перенос, замещение, конверсию и рационализацию.
Вытеснение - это результат конфликта между "Сверх-Я" и "Оно". Неудовлетворенные импульсы вытесняются в бессознательную часть психики. Однако вытесненные из сферы сознания чувства продолжают активно воздействовать на поведение человека. Со временем вытеснение может привести к чрезмерному усилению нормальных побуждений, разрушению баланса "Оно", "Я" и "Сверх-Я" и появлению невротических симптомов и отклонений в поведении индивида. "Лечение", по Фрейду, состоит в возвращении вытесненного материала на сознательный уровень, с тем чтобы пациент понял природу своих трудностей и за счет этого освободился от беспокоящих его симптомов и навязчивого поведения, которое он ранее не мог контролировать, даже если и признавал "неправильным".
Посредством сублимации подавленные сексуальные импульсы освобождаются от их специфического эротического содержания и, трансформируясь, направляются к новым, социально приемлемым целям.
Согласно Фрейду, идентификация представляет собой "первоначальную форму эмоциональной связи с объектом". Эмоциональная жизнь младенца заключается в полной идентификации с матерью и со всей окружающей средой. Первые годы жизни чрезвычайно значимы для отделения от среды и разделения тех свойств, которые принадлежат "Я", и тех, которые к "Я" не относятся (т.е. разделения субъекта и объекта). В норме "Я" становится все более и более дифференцированным, однако при таких заболеваниях, как шизофрения, наблюдается возвращение личностной идентификации в аморфное состояние. Будучи бессознательным психическим механизмом, идентификация позволяет принять в качестве собственных свойства или природу другого значимого индивида либо объекта (образа, символа, идеи и т.п.), а также переносить эти свойства с одного человека на другого.
Интроекция представляет собой поглощение индивидом на уровне его психической жизни свойств окружающей среды. В качестве примера можно привести привередливую домашнюю хозяйку, которая чувствует себя не в своей тарелке, если что-то дома находится хотя бы в малейшем беспорядке, например, чуть косо висящая на стене картина. Благодаря механизмам интроекции индивид как бы стремится приспособить окружающий мир к кругу своих интересов и потому весьма чувствителен к любым внешним деталям. Интроекция способствует обращению на себя самого тех эмоций (например, раздражения, злости), которые были первоначально направлены на другого человека.
Проекция заключается в приписывании другому человеку идей и импульсов, которые принадлежат самому субъекту. Психологический смысл проекции состоит в том, что осуществляющий ее индивид переносит на другого те из своих качеств, которые для него самого нежелательны. Именно благодаря механизму проекции человек обвиняет другого в собственных ошибках, превращая его в "козла отпущения". Однажды переведя во внешний план содержание проекции, индивид затем рассматривает его как возникшее вовне. Таким образом, с помощью проекции придается объективный характер, или видимость реальности тому, что является целиком субъективным.
Механизм смещения - еще одна форма устранения психологического дискомфорта, при которой эмоции переключаются (смещаются) на разнообразные объекты или идеи. Ученик, обвиняющий учителя в своей неспособности к учебе, или теннисист, сетующий на ракетку за собственные ошибки на корте, - все это примеры смещения аффекта с одного объекта на другой, с адекватного на неадекватный. Этот механизм, наблюдаемый как в норме, так и у психически больных, представляет собой уловку, посредством которой разум защищает себя от признания ошибок.
Смещение глубоких чувств (например, любви), направленное на других людей, Фрейд обозначал термином "трансфер" (перенос). В медицинской практике перенос на терапевта эмоционального отношения к значимым для пациента людям облегчает врачу процесс лечения. Психоаналитику перенос дает возможность завоевать доверие психически больного человека.
Если происходит смещение эмоции с объекта на объект, главным остается сама эмоция. Непроизвольным образом выбор объектов производится так, чтобы они успешно замещали один другой. Следовательно, смещение и выбор объекта - это два аспекта одного и того же процесса. Поскольку эмоция по сути остается одной и той же, ее сменяющиеся объекты могут успешно символизировать друг друга.
Конверсией называют преобразование болезненного эмоционального конфликта в соматический, социально приемлемый симптом. Посредством этого механизма индивид получает возможность оставаться в гармонии с реальностью и даже удовлетворять бессознательную потребность освободиться от напряжения, возникшего из-за внутреннего конфликта. У матери, раскаивающейся в том, что она ударила ребенка, может возникнуть полная потеря чувствительности в ударившей руке. За конверсионной истерией стоят бессознательное чувство вины и потребность в наказании. В данном чисто мазохистском защитном механизме внешний физический симптом, весьма болезненный, но вызывающий сострадание, облегчает бессознательную, но столь же болезненную внутреннюю борьбу.
Рационализация - механизм, посредством которого подыскивается приемлемая рациональная интерпретация поведения, успешно маскирующая его истинные мотивы, так что они остаются при этом скрытыми как от самого индивида, так и от окружающих. Люди часто ошибаются по поводу тех причин, которые в действительности лежат в основе их поведения и деятельности. Например, многим мужчинам присуща тенденция (несомненный знак нарциссизма) думать и действовать на основе непосредственных желаний, а уж потом подыскивать приемлемые причины в оправдание своего поведения.
Согласно Фрейду, в норме индивид успешно проходит следующие четыре основные стадии психосексуального развития: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Задержка развития на любой из этих стадий ведет к определенным личностным особенностям, а нередко и к психическим расстройствам. Например, агрессивность является определяющей чертой "анально-садистского" типа личности. Проблемы, возникающие на фаллической фазе психосексуального развития, ведут к т.н. эдипову комплексу и часто сопровождаются неврозами (см. ЭДИПОВ КОМПЛЕКС; НЕВРОЗ).
Психическое развитие человека может рассматриваться в терминах "Я-идентичности" ("самотождественности"), или того, что последователь Фрейда Э.Эриксон называл кризисом идентичности. Эриксон выделял восемь стадий развития идентичности личности с соответствующими альтернативными вариантами разрешения психосоциальных кризисов идентичности на каждой из этих стадий. См. также ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ .