Значение ПОЛИГРАФИЯ: ИСТОРИЯ ПЕЧАТИ - А. ОФСЕТНАЯ ПЕЧАТЬ в Словаре Кольера

ПОЛИГРАФИЯ: ИСТОРИЯ ПЕЧАТИ - А. ОФСЕТНАЯ ПЕЧАТЬ

К статье ПОЛИГРАФИЯ: ИСТОРИЯ ПЕЧАТИ

Примерно в 1796 в Мюнхене (Германия) А.Зенефельдер начал применять метод литографии. Процесс был основан на использовании пористого кельхаймского камня, который легко полируется, приобретая гладкую шелковистую поверхность. Зенефельдер наносил свои рисунки на такой камень жирными карандашами, сделанными из воска, ламповой копоти, масла и мыла. При увлажнении камень впитывал воду только там, где его поверхность не была намаслена карандашом.

Благодаря успехам Зенефельдера, изготовлявшего высококачественные литографии, литографический способ печати широко распространился по всему миру. Но техника оставалась примитивной, пока во второй половине 19 в. не была изобретена усовершенствованная плоскопечатная машина. Однако изображения приходилось рисовать или вытравливать на каменной форме в зеркально-отраженном виде, чтобы они имели правильный вид после переноса на бумагу. В 1905 А.Рубел в США изобрел офсетную печать и построил печатную машину с переносом изображения с печатной формы сначала на промежуточный передаточный цилиндр, а затем уже на бумагу. В 1906 аналогичную машину разработал и начал выпускать Ф.Харрис.

Хотя офсетная печать заняла ведущее место в мире печати, первоначальная литографская техника Зенефельдера с каменными формами по-прежнему применяется для изготовления высокохудожественных репродукций. См. также КНИГА ; ГАЗЕТА .

Кольер. Словарь Кольера.