Значение МЮССЕ, ЛУИ ШАРЛЬ АЛЬФРЕД ДЕ в Словаре Кольера

МЮССЕ, ЛУИ ШАРЛЬ АЛЬФРЕД ДЕ

(Musset, Louis Charles Alfred de) (1810-1857), французский писатель. Родился 11 декабря 1810 в Париже. С блеском окончив коллеж Генриха IV, пробовал изучать медицину, право и искусство, но затем сделал выбор в пользу литературы. Одаренность Мюссе вполне проявилась в первом же сборнике, снискавшем большой успех у публики, - Испанские и итальянские повести (Contes d'Espagne et d'Italie, 1829). Провал пьесы Венецианская ночь (La Nuit vnitienne, 1830) так подействовал на Мюссе, что впредь он писал комедии только для чтения (сборник Спектакль в кресле - Un Spectacle dans un fauteuil, 1832). Из них пьеса Уста и чаша (La Coupe et les lvres) - подлинно романтическая драма, где необузданный и непредсказуемый герой помещен в экстравагантную ситуацию, комедия же О чем грезят девушки ( quoi rvent les jeunes filles) - восхитительное, почти шекспировское по легкости изображение юных грез и пробуждающейся любви. Стремясь придать книге полновесность, Мюссе добавил в нее поэму Намуна (Namuna) - в стиле байроновского Дон Жуана. В поэме Ролла (Rolla, 1833), в свое время необыкновенно популярной, рассказывается о молодом повесе, который совершает самоубийство после ночи разврата, - это произведение можно считать последним образцом пылкого юношеского стиля Мюссе.

Роковая встреча с Жорж Санд в 1833, безумная совместная поездка в Италию и неизбежный разрыв стали трагедией для Мюссе. Он описал свои муки в стихах, которые принадлежат к лучшим творениям французской любовной лирики, - в четырехтомнике Ночи (Les Nuits,1835-1837) и в книге Воспоминание (Souvenir, 1841). Автобиографический роман Исповедь сына века (La Confession d'un enfant du sicle, 1836) воспроизводит если не фактическую сторону, то атмосферу этой связи; в том же духе, только в басенной форме, написан рассказ История белого дрозда (Histoire d'un merle blanc, 1842).

За тот же период Мюссе создал еще несколько пьес для чтения, которые считаются шедеврами романтического театра. Прихоти Марианны (Les Caprices de Marianne, 1833), Фантазио (Fantasio, 1834), С любовью не шутят (On ne badine pas avec l'amour, 1834), Не надо биться об заклад (Il ne faut jurer de rien, 1836), Каприз (Un Caprice, 1837), если ограничиться упоминанием только лучших из них, представляют собой изящные трагикомедии, лишенные всяких примет времени и места; впоследствии все они были поставлены на сцене "Комеди Франсез". В полномасштабной исторической драме Лоренцаччо (Lorenzaccio, 1834; пост. 1896) особый интерес вызывает мастерски обрисованный характер главного героя, по типу сходного с Гамлетом.

После 1841 Мюссе не написал ничего, что могло бы сравниться с творчеством прежних лет. Хотя в 1852 он был избран во Французскую Академию, последние годы его жизни стали временем уныния и упадка, виной чему были горькие разочарования, скверное здоровье и пагубные привычки. Умер Мюссе в Париже 2 мая 1857.

Кольер. Словарь Кольера.