К статье МЬЯНМА: НАСЕЛЕНИЕ
Исторический процесс формирования населения современной Мьянмы включал три крупные волны миграции, растянувшиеся более чем на тысячелетие. В итоге этносы, продвигавшиеся на юг, осваивали обширные плодородные низменности, где ныне проживает основная масса бирманцев. Первые мигранты, родственные кхмерам Камбоджи и моям Вьетнама, осели на землях к востоку от Иравади. Ныне на территории Мьянмы насчитывается несколько сот тысяч их потомков. Язык монов имеет черты сходства с малайско-полинезийскими и меланезийскими языками Океании.
Второй поток пришельцев, завершившийся ок. 900, образовали народы тибето-бирманской группы, которые составили этническую основу для 2/3 современного населения страны. Бирманский язык, подобно китайскому, моносиллабический и политональный, близок к тибетскому, но его письменность заимствована из пали - языка, который в Индии служил для создания традиционных религиозных буддийских текстов.
Третья волна миграции включил многие малые народы, которые ныне населяют возвышенные и горные районы, окаймляющие основные аллювиальные равнины с востока. Среди этих народов по численности выделяются шаны (ок. 9% населения Мьянмы), живущие преимущественно в национальной области Шан, и карены (ок. 7%), сосредоточенные в национальных областях Кая и Карен, а с недавних пор также местами в дельте Иравади. И шаны и карены говорят на языках, близких к тем, что распространены в Таиланде. Шаны обладают своей письменностью, которая, однако, имеет ограниченную сферу применения.
В западных и северных горных районах проживают другие этносы тибето-бирманской группы. Чины (ок. 1% населения страны), родственные народам мизо и куки Ассама, сосредоточены в национальной области Чин вдоль границы с Бангладеш и Индией, а также по долине р.Чиндуин в ее среднем и нижнем течении. Различные объединения качинов (более 1% населения страны) приурочены к горам, которые простираются с севера области Шан до Ассама. Качины продолжают осваивать самые северные горные местности Мьянмы, проникая туда из Тибета и провинции Юньнань в Китае.
После того как Мьянма обрела независимость, национальные меньшинства стали источником внутренней нестабильности. Их противостояние бирманцам вызвано стремлением сохранить свое этническое, языковое, культурное и религиозное своеобразие. Поэтому в качестве условия своего вхождения в Бирманский Союз самые многочисленные из малых народов выдвинули требование о том, чтобы конституция 1947 гарантировала их право на отделение по прошествии оговоренного срока. Показательно, что карены играли ведущую роль в вооруженных восстаниях, прокатившихся по стране после 1948. Мятежники потерпели серьезное поражение в 1950, но в стране так и не установился мир. Волнения вновь вспыхнули после военного переворота, совершенного в 1962 генералом Не Вином и направленного главным образом против попытки У Ну достичь договоренности с национальными меньшинствами. Повстанцы не прекращали боевые действия и в 1990-х годах.
В первые годы независимости в стране насчитывалось до 1,5 млн. индийцев, пакистанцев и китайцев, прибывших в то время, когда Бирма была английской колонией. Многие из них заняли прочные позиции в торговле, на гражданской службе, в свободных профессиях и ростовщичестве. Поднятая правительством кампания против иностранцев побудила их преуспевавшие слои покинуть страну еще в 1960-х годах. В результате в 1973 в стране оставалось не более 0,5 млн. индийцев и пакистанцев и ок. 280 тыс. китайцев. После улучшения отношений с Китаем и открытия границы для официальной и считавшейся прежде контрабандной торговли численность китайцев и масштабы их деятельности резко возросли, особенно на севере страны - от Мандалая до границы с КНР.