Значение слова МИДРАШ в Словаре Кольера

МИДРАШ

(от древнеевр. "дараш" - "искать", "исследовать", "истолковывать"), жанр раввинистической литературы, гомилетическое и экзегетическое толкование Библии. Существуют два вида мидрашей. Мидраш Галаха посвящен истолкованию библейских законов для максимально широкого применения в различных жизненных ситуациях; этот вид обосновывает также законы послебиблейского периода, исходя непосредственно из предписаний Библии. Мидраш Агада истолковывает Библию в аспекте морали и нравственности.

Мидрашистский метод толкования широко используется в Талмуде. Но и помимо него существует обширная независимая мидрашистская литература, охватывающая более чем тысячелетний период начиная со времени таннаев. От периода таннаев до нас дошли следующие галахические мидраши: Мехилта - мидраш на библейскую Книгу Исхода, Сифра - на Книгу Левит и Сифре - на книги Чисел и Второзакония. Все они - палестинского происхождения, написаны на иврите и содержат значительный агадический материал. Эти мидраши представляют две школы толкования: школу рабби Ишмаэля, к ней относятся мидраши Мехилта и Сифре на книгу Чисел, и школу рабби Акивы, автору мидрашей Сифра и Сифре на Второзаконие.

Гораздо многочисленнее представлены агадические мидраши, появившиеся в основном в аморайский и послеаморайский периоды. Они написаны на иврите и на арамейском, а иногда на смеси этих языков. Важнейшие из них: Мидраш Рабба - мидраш на все Пятикнижие и пять других библейских книг (Песнь Песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклесиаст и Есфирь); Мидраш Танхума на Пятикнижие, известный в двух изводах; Песикта включает гомилии, относящиеся к праздникам и особо установленным датам; Мидраш ха-Гадол, сочинение законченное в 14 в.; Мидраш Мишле на книгу Притч; Мидраш Техиллим на Псалмы. Наиболее полные собрания мидрашей: шеститомное издание Бет ха-Мидраш (1853-1877), составленное А. Еллинеком, и двухтомное издание Оцар Мидрашим (1915) Иуды Эйзенштейна.

Кольер. Словарь Кольера.