восходит к ритуальным песням на празднике Диониса, бога плодородия и изобилия. По преданию, некто Сузарион превратил сдобренные грубыми шутками фаллические песни в театральное представление и в 580 до н.э. перенес комедию из Мегары в аттический дем Икарию. Согласно Аристотелю, немного позже в Сицилии поэты Эпихарм и Формий первыми стали писать комедии на вымышленные сюжеты, а первым афинским комедиографом был Кратет.
Аристофан (ок. 450 - ок. 385 до н.э.) - первый комедиограф, чьи произведения дошли до наших дней. В 11 комедиях Аристофана важную роль играет хор. В партиях хора прослеживаются элементы древнего ритуала, и в то же время именно хор выражал взгляды автора. Если комедии Аристофана еще сохраняли свое религиозное значение, то впоследствии хор отступает на задний план и комедия приобретает бытовой, реалистический характер. В результате старая комедия сменяется средней, а затем новой, от которой дошли фрагменты комедий Менандра (ок. 342-291 до н.э.).
Мы знакомы с новой аттической комедией главным образом по латинским переложениям Плавта (ок. 254-184 до н.э.) и Теренция (ок. 195 - ок. 159 до н.э.). Герои их произведений тяготеют к устойчивым типам, сюжет обычно строится на приключениях влюбленных, которым чинят препятствия родители, опекуны, богатые соперники и практичные параситы.
С упадком римской культуры классическая комедия постепенно исчезла. Лишь не лишенные нравоучительства комедии Теренция, несмотря на некоторую их фривольность, читались в средневековых монастырях. Однако морализаторство в комедии лишь отчасти искупало пристрастие к простонародному фарсу, бичевавшему частные, "земные" пороки. Искусство никогда не чуралось площадного смеха, и появившаяся в Средние века комедия дель арте отвела буффонаде решающую роль.
Популярные в это время народные комедии, героями которых часто были Робин Гуд или святой Георгий, строились на драматическом противостоянии реальности идеалу. Проникновение телесного начала в религиозную драму снижало ее пафос, что также было чревато комизмом.
С началом Возрождения при дворе Генриха VIII в Англии становятся популярными интерлюдии - короткие комические сценки, которые разыгрывались в антрактах более серьезных пьес или в промежутках празднества. Интерлюдии обычно связывают с именем Д.Хейвуда (ок. 1497 - ок. 1580). В эпоху Возрождения был заново открыт Плавт, что совпало по времени с осознанием необходимости выявлять причинно-следственную связь между комическими положениями. Откровенные подражания римской комедии, такие, как Ральф Ройстер Дойстер Н.Юдалла, подкреплялись реалистическим изображением современной жизни.
В 16 - начале 17 вв. в Италии, Англии и Испании комедия переживала период расцвета. Макиавелли (1469-1527) и Ариосто (1474-1533), Д.Лили (ок. 1554-1606) и Бен Джонсон (ок. 1573-1637), Лопе де Вега (1562-1635) и Кальдерон де ла Барка (1600-1681) - все пытались приспособить к своему времени античную традицию, одни строго следуя правилам, другие вдохновенно ломая установившиеся нормы.
Величайшим комедиографом Возрождения был У.Шекспир (1564-1616). Жизнь представлялась ему слишком сложной, чтобы классифицировать ее по старой схеме как трагедию или комедию. Он еще придерживался принятой жанровой номенклатуры, однако в его трагедиях всегда есть комические интерлюдии, а в комедиях слышатся трагические ноты. В комедиях Джонсона корень всех зол - алчность. Именно в погоне за деньгами проявляются наиболее характерные свойства личности, которые Джонсон, следуя терминологии средневековой медицины, называл "юморами".
После реставрации монархии Стюартов в 1660 ведущее место на английской сцене заняла нравоучительная комедия. Поэзия драматургов-елизаветинцев уступила место тщательно отделанной прозе У.Уичерли (ок. 1640-1716) и У.Конгрива (1670-1729). Если Бен Джонсон порой тяжеловат, то комедия Реставрации зачастую поверхностна. Лучше всего поучение и развлечение сочетаются в комедиях Мольера (1622-1673), вероятно, одного из величайших комедиографов. Он глубоко вскрывал общественные пороки, высмеивая браки по расчету, ханжество, аристократические замашки мещан. Благодаря хрупкому равновесию между чувством и разумом Мольер в высшем смысле сохраняет верность природе, без чего невозможна умная комедия.
В 18 в. это равновесие было нарушено. На первый план вышел суд разума, что, в свою очередь, спровоцировало бурное и бесконтрольное проявление чувств. В Италии обновленная комедия нравов К.Гольдони (1707-1793) явно имела сентиментальный оттенок; в Германии Г.Э.Лессинг (1729-1781) стал провозвестником буржуазной комедии, готовой разразиться слезами; англичанин Р.Б.Шеридан (1751-1816) соединил свирепую сатиру с отзывчивостью к человеческим переживаниям. Во Франции накануне революции Бомарше (1732-1799) в трилогии о слуге Фигаро выразил протест против вседозволенности правящих классов. Комедии начала 19 в. несли на себе печать романтизма, преобладавшего в литературе того периода.
Новый тип комедии появился во второй половине 19 в. В эпоху королевы Виктории в Англии наступил длительный период относительного мира и процветания. В это время происходит возрождение комедии, абсурдность которой подчеркивала неразбериху и разобщенность, царившие в тогдашнем мире. Новаторский характер носили оперетты У.Гилберта (1836-1911) и А.Салливена (1842-1900), в которых сходство с Аристофаном лежит глубже внешней буффонады. Средствами музыки и пения они ставили мир с ног на голову, выставляя на посмешище викторианскую эпоху.
Тогда же и чуть позже создавались комедии, в которых мысль о несовершенстве мира высказывалась куда более жестко. Эстетизм принял преувеличенные формы в творчестве О.Уайльда (1856-1900), его комедия Как важно быть серьезным утверждала парадоксальную истину: как важно быть посредственным. Ирландская неукротимость духа, представшая у Уайльда блеском остроумия, приняла более умеренное выражение в работах его соотечественника Д.М.Синга (1871-1909), самого значительного комедиографа в литературном движении, получившем название Ирландского Возрождения.
Самым выдающимся комедиографом 20 в. был Б.Шоу (1856-1950). В его комедиях личность противостоит обществу, и так будет, пока общество не перестроится согласно принципам фабианского социализма. Как и положено гениальному комедиографу, Шоу вкладывал в свои пьесы все, начиная с буйного фарса и кончая философской дискуссией. Многим в своем творчестве Шоу был обязан Х.Ибсену (1828-1906) и А.П.Чехову (1860-1904). Хотя Ибсен и не писал комедий, он вводил в свои серьезные пьесы элементы комического. Чехов изображал современную ему Россию на первый взгляд бегло и поверхностно, однако материал подан столь искусно, что создается впечатление независимого от людских неурядиц, неостановимого течения жизни.
Современные комедии не очень смешны, но они всегда переставали смешить, когда из фарса превращались в орудие критики. Среди произведений такого рода отметим На волоске от гибели Т.Уайлдера, экзистенциальная притча С.Беккета В ожидании Годо, Лысая певица Э.Ионеско, Вальс тореадоров Ж.Ануя, Комедиант Д.Осборна и Кто боится Вирджинии Вулф? Э.Олби.