общее название целого ряда инструментов в форме полого сосуда, изготовляемых из металла, звук из которых извлекается ударами о края сосуда. Высота звучания колокола обратно пропорциональна его весу. В некоторых колоколах звук извлекается с помощью языка, который раскачивается внутри колокола и ударяет о его края. В других колоколах - или висячих или, как в Китае, лежащих в перевернутом виде на специальной подушке - звук извлекается ударом о внешний край колокола.
Почти все колокола производят различимые на слух музыкальные тона, в противоположность простому шуму, но только в Китае со II тысячелетия до н.э. и на Западе с 9 в. н.э. колокола начали использоваться как настоящие музыкальные инструменты, издающие звуки определенной высоты. У многих народов в разных частях света колокола служат магическими амулетами или церемониальными инструментами; на Западе изобретено множество способов использования колокола как сигнального инструмента, от коровьего колокольчика до церковного колокола и современного электрического звонка. Первобытные народы изготавливали колокола из дерева, раковин и других слабо резонирующих материалов, но в более развитых цивилизациях преобладали колокольные бронзы. Большинство западных колоколов имеют форму груши; в Китае и других местах встречаются колокола прямоугольной, шестигранной, овальной и других форм.
Колокола издавна используются христианской церковью для созыва прихожан на богослужение. Первые церковные колокола имели скромные размеры, впоследствии же они увеличились до масштабов московского "Царь-колокола", имеющего высоту 6,3 м, диаметр 6,7 м, окружность более 19,2 м, вес около 200 т. См. также КАРИЙОН .