Значение слова КЛАРНЕТ в Словаре Кольера

КЛАРНЕТ

деревянный духовой музыкальный инструмент, имеющий цилиндрическую трубку, звук в которой возникает в результате колебания одинарной трости (язычка) под воздействием вдуваемого воздуха.

Предок кларнета возник, по-видимому, за несколько тысячелетий до н.э. в восточном Средиземноморье. Отсюда кларнет попал на восток, в Индию и Малайзию, и на запад, в Европу, на волне мусульманской экспансии в 7-13 вв. В Европе была распространена средневековая переделка восточного кларнета - инструмент шалюмо с одинарным язычком. Этот примитивный народный инструмент примерно в 1700 был значительно усовершенствован Й.К.Деннером из Нюрнберга. В 18 в. число клапанов увеличилось с двух до шести. Инструмент начал применяться в духовых и симфонических оркестрах, камерных ансамблях - сначала под старинным названием "шалюмо", позже под названием "кларнет" (от итальянского сlarinetto, "маленькая труба"), а к 1790 кларнет уже постоянно присутствовал в оркестрах всех видов. Моцарт заложил фундамент современной литературы для этого инструмента, написав кларнетовый концерт, квинтет для кларнета и струнного квартета и другие сочинения. В 19 в. И.Мюллер, а также О.Буффе и Г.Клозе внесли важные усовершенствования в механику инструмента, в результате чего кларнет приобрел современный вид. Многие композиторы, особенно Вагнер и Брамс, высоко ценили этот яркий и разнообразный по звучанию инструмент, отводя ему ведущую роль среди духовых инструментов романтического оркестра. В 20 в. он стал первым инструментом военного и духового оркестров, а также неотъемлемой частью джазовых и других ансамблей популярной музыки.

Кларнеты изготавливались разных размеров и строев. Иногда целью было упростить исполнение трудных тональностей, иногда - добавить новые тональные краски или расширить высотный диапазон семейства кларнетов. В настоящее время наиболее распространен кларнет-сопрано в строе си-бемоль, с диапазоном в три с половиной октавы - от ре малой до фа третьей октавы. Более высокая разновидность кларнета, в строе ми-бемоль, также используется во многих партитурах 20 в. Мягкого тембра бассетгорн, теноровый кларнет, был изобретен ок. 1770 и приобрел популярность в Центральной Европе (Моцарт использовал его в двух десятках своих произведений), постепенно он вышел из употребления, но в начале 20 в. его возродил Р.Штраус. Бас-кларнет, звучащий октавой ниже си-бемольного сопранового, применяется и в духовых, и в симфонических оркестрах, в то время как альтовая и контрабасовая разновидности - только в духовых.

Кольер. Словарь Кольера.