Значение КЕНИЯ: НАСЕЛЕНИЕ - Б. МАСАИ в Словаре Кольера

КЕНИЯ: НАСЕЛЕНИЕ - Б. МАСАИ

К статье КЕНИЯ: НАСЕЛЕНИЕ

Права кикуйю на земли Центрального нагорья отрицали не только белые поселенцы, но и традиционные их враги - скотоводы-масаи. Мигрировав на территорию современной Кении ок. 600 лет назад, масаи расселились на большей части территории Рифтовой долины и прилегающих нагорьях, где разводят крупный рогатый скот, овец и коз.

В настоящее время масаи живут в южных округах Нарок и Каджиадо, бывших масайских резерватах, созданных англичанами. Хотя масаи бережно хранят традиции, они восприимчивы к новшествам, которые признают полезными. Основные формы социальной организации масаев - кланы и возрастные группы. Кланы локализованы, их члены проживают на территориях, которые они считают своими по праву первопоселенцев. Возрастные группы - надклановый мужской институт. Они составляют основу иерархической организации масайского общества. У каждой группы имеются определенные права и обязанности. По достижении юношеского возраста мальчики подвергаются обряду обрезания, их обучают воинскому искусству, и через два года они становятся воинами (моранами). Когда в разряд воинов переводится очередная возрастная группа, их предшественники поднимаются на ступеньку вверх, в категорию младших старейшин, а бывшие до этого времени младшими старейшинами воины становятся старшими старейшинами. Последние являются правящей группой.

Многие в Кении и за ее пределами считают, что масаи, противники всего нового, стремятся сохранить традиционный образ жизни. И английская администрация, и правительство независимой Кении преувеличивали приверженность масаев к традициям и их нежелание модернизировать свои социальные институты и хозяйственную деятельность.

Почти 400 тыс. масаев действительно сохраняют бльшую часть своих традиций, но при этом они приспосабливаются к жизни в современной Кении. Еще в колониальный период они быстро восприняли такие новшества, как вакцинацию крупного рогатого скота против ящура и противоклещевую дезинфекцию. После провозглашения независимости в 1963 масаи приняли активное участие в политической жизни страны. В районах, населенных масаями, было создано много современных образовательных и лечебных учреждений. Вопреки традициям, многие масаи возделывают зерновые культуры на склонах холмов, в долинах рек и вокруг болот. Занятие земледелием способствовало диверсификации хозяйственной жизни масаев. После того как масаи создали специальные этнографические деревни, где туристы имеют возможность посетить типичное масайское жилище и приобрести местные сувениры, возросли доходы от иностранного туризма. Часть прибыли, получаемой от посещений туристами национальных парков и заповедников, масаи делят с соседними этническими группами. Все больше масаев переезжает в города. В Найроби масайская молодежь обычно устраивается в службы охраны.

Кольер. Словарь Кольера.