(cancioneiro; порт. - песенник), три крупнейших собрания галисийско-португальской средневековой поэзии, известные как Песенник из Ажуды (Сancioneiro da Ajuda), Ватиканский песенник (Cancioneiro da Vaticana) и Песенник Колоччи-Бранкути (Cancioneiro da Colocci-Brancuti), известный также как Песенник Национальной библиотеки (Cancioneiro da Biblioteca Nacional). Первый из них, наиболее древний, насчитывающий 310 произведений, представляет собой отрывки оригинальной рукописи конца 13 - начала 14 в. Второй и третий, насчитывающие, соответственно, 1205 и 1567 произведений, из которых 1125 совпадают, - это копии утраченных оригиналов, сделанные в Италии в эпоху Возрождения.
Произведения, вошедшие в состав Кансьонейру, отличаются возвышенным лиризмом и виртуозной техникой песенного стиха. По содержанию они группируются вокруг трех тем, образуя, соответственно, три песенных жанра - "любовные песни" ("cantigas de amor"), точнее песни о муках неразделенной любви, "песни о милом" ("cantigas de amigo"), в которых девушка изливает свою тоску об ушедшем возлюбленном, и "песни насмешки и злословия" ("cantigas de escrnio e maldizer"), в которых автор изощряется в подборе самых уничтожающих эпитетов в адрес досадившего ему человека. В последних содержатся элементы социальной критики. По происхождению песни подразделяются на "плясовые", "песни горцев", "песни о рыбачьей лодке", "рассветные песни", "песни паломника" и "прения", разновидность поэтического состязания.