К статье ИРАН
Общая характеристика. Исламская революция в Иране (1978-1979), которая привела к падению монархии, явилась результатом полуторавекового процесса социально-экономических преобразований. Этот процесс породил множество противоречий и внес разлад в иранское общество, прежде всего между светскими реформаторами и мусульманскими традиционалистами. Стимулом преобразований послужил ряд конфликтов с западными державами в начале 19 в., в результате которых за период с 1804 по 1828 Иран потерял все свои закавказские территории, отошедшие к России. В середине 19 в. Иран стал ареной борьбы за сферы влияния между Россией и Великобританией.
Откликом иранского общества на создавшееся положения стал анализ причин деградации страны и поиск путей преодоления кризиса. Этот поиск породил два течения: 1) светских реформаторов, считавших, что стагнация Ирана вызвана авторитарным, деспотическим правлением шаха; для возрождения Ирана, считали они, необходимы религиозные и политические реформы по западному образцу, переход к конституционной форме правления и власти закона; 2) мусульманских традиционалистов, считавших, что причиной отсталости Ирана стал отход от исламских ценностей и, как следствие, усиление иностранного влияния; рецептом выхода из кризиса объявлялось строгое следование законам шариата.
Раскол стал очевиден во время событий 1905-1907, когда светские реформаторы потребовали установления конституционной формы правления (хокоумат-е-машруте), а исламские традиционалисты выступили за его шариатскую форму (хокоумат-е-машруа). Принятая в 1906 Конституция страны стала выражением компромисса между двумя подходами. В ней был провозглашен суверенитет народа и основные его права. В то же время статья 5 Конституции 1906 предоставляла духовенству определенное число мест в парламенте с тем чтобы гарантировать соответствие законодательства страны исламским догматам. В дальнейшем, особенно при монархах династии Пехлеви (1925-1978), это положение Конституции не соблюдалось, и проводилась политика, направленная на секуляризацию иранского общества, системы образования и судоустройства. Против нововведений, грозивших разрушить основы власти духовенства, высказалось мусульманское духовенство. Одним из самых непримиримых оппонентов намечавшихся преобразований стал аятолла Рухолла Хомейни. В 1964 за организацию антишахских выступлений, в том числе направленных против проведения земельной реформы и участия женщин в выборах, Хомейни был выслан в Ирак.
Однако вместо соблюдения конституционных норм двор вернулся к традиционному авторитарному правлению, в результате от власти отвернулась самая образованная и политически активная часть населения, что привело к победе революции 1978-1979.
Исламская республика. Различные светские и религиозные слои, объединившиеся в схватке с Пехлеви, имели совершенно разные взгляды на политическую систему, призванную придти на смену прежней монархии. В итоге в течение первых двух лет после свержения шаха в иранском обществе шла борьба между группировками. В конечном счете верх одержали исламисты, и в марте 1979 жителям страны предложили выбор: высказаться за или против исламской республики. Иранцы проголосовали за введение исламской республики.
Конституция 1979. В основу всех сторон жизни страны были положены мусульманские принципы. Отсюда следовало, что управлять Ираном могли лица, сведущие в исламе - улемы. Верховный религиозный руководитель (факих) осуществляет опеку (велаят) над всей системой власти и страной в целом. Таким образом, реализуется концепция велаят-е-факих, являющаяся краеугольным камнем исламского государственного устройства.
Руководитель становится высшим арбитром по различным вопросам внутренней и внешней политики. Он назначает командующих вооруженными силами и Корпуса стражей исламской революции, а также членов Совета попечителей - органа, призванного гарантировать, что все законодательные акты соответствуют принципам ислама. Ему также предоставлено право объявлять войну и заключать мир. В соответствии с Конституцией 1979, Руководитель должен быть авторитетным лидером (марья-е-теклид).
По Конституции 1979, высшая исполнительная власть включает президента и премьер-министра. Законодательная власть принадлежит Национальному консультативному собранию (меджлис-е-шура-е-мелли). В него сроком на 4 года входили 270 человек. Функции меджлиса включали разработку, обсуждение и принятие законодательных актов, предложенных правительством.
Меджлис утверждал Совет министров по представлению президента и располагал правом делать запросы членам кабинета. При выражении недоверия правительство или отдельные министры должны были подавать в отставку.
Совет попечителей. Статья 91 Конституции 1979 (в Конституции 1906 была сходная статья 5) предусматривала создание Совета попечителей, в задачу которого входила проверка всех законодательных актов на соответствие исламским законам. Совет попечителей состоял из 6 "беспристрастных религиозных лидеров", назначаемых Руководителем, и 6 юристов, избираемых меджлисом и специализирующихся в различных областях права.
В соответствии с Конституцией 1979, была создана новая судебная система, включавшая три основных инстанции. Первым из них было Министерство юстиции, занимавшееся фактически только передачей жалоб и заявлений в различные судебные учреждения и поддержанием связи между исполнительной и законодательной ветвями власти. Министр юстиции назначался премьер-министром из списка кандидатов, предлагавшимся ему Высшим советом юстиции.
Согласно Конституции, главным судебным органом признавался Высший совет юстиции, в состав которого входили председатель Верховного суда, Генеральный прокурор (на эту должность, как и в члены Верховного суда, назначаются только священнослужители и богословы) и три высших муджтахита (богослова).
Глава 3 Конституции 1979 гарантировала права человека, трактуя их в соответствии с постулатами ислама. Еще одним важным органом исламской системы государственного устройства в Иране стал Совет целесообразности (шура-е-меслахат), который не был предусмотрен Конституцией и появился позднее. В его задачу входит решение всех идеологических разногласий, которые могут возникнуть в руководстве, с тем чтобы обеспечить сохранение интересов страны, даже если при этом и будут нарушены какие-либо религиозные нормы.
Пересмотр Конституции 1979. Политическая система, установленная Конституцией 1979, содержала противоречия. Часть из них проистекала из самой природы шиитских политических представлений и правовых принципов, а часть - из неопределенности в распределении полномочий между президентом и премьер-министром. По мере ухудшения состояния здоровья Хомейни стало ясно, что Конституция 1979 требует пересмотра. Своим письмом от 24 апреля 1989 Хомейни создал специальную группу в составе 20 членов, в задачи которой входил пересмотр ряда положений конституции.
Требования, предъявляемые к Руководителю. Самой трудной проблемой для 20 членов группы, получившей название Совет по переоценке Конституции Исламской Республики Иран, стало определение того, по каким критериям должен выбираться преемник Хомейни. По Конституции 1979, Руководитель должен быть авторитетным лидером. Однако в шиитской традиции отсутствуют какие-либо нормативные правила определения авторитетности. К моменту кончины Хомейни в июне 1989 все еще действовавшие заслуженные лидеры были слишком стары, чтобы занять пост Руководителя. При этом многие из них не одобряли института велаят-е-факих, не говоря уже о том, что выбор преемника Хомейни не был чисто религиозной проблемой.
В конечном счете, в результате компромиссов и споров была выработана формула, по которой функции "руководителя" (рехбариат) были отделены от функций "авторитетного лидера" (мерьяйят). В соответствии с достигнутым согласием, Руководитель не обязан быть авторитетным лидером, от него требуется лишь обладать достаточным опытом, чтобы им стать. Подобные интеллектуальные упражнения доказывают, что должность Руководителя несет в основном политическую, а не богословскую нагрузку.
Этот компромисс привел к тому, что на протяжении 1990-х годов многие деятели, как светские, так и религиозные, предлагали либо упразднить институт велаят-е-факих, либо выбирать и смещать Руководителя через процедуру всеобщего волеизъявления. В настоящее время его избирает Собрание экспертов, состав которого формируется по результатам всенародного голосования из кандидатов, одобренных Советом попечителей.
В результате пересмотра Конституции был отменен пост премьер-министра и созданы предпосылки для перехода к президентской республике. Пока же власть президента сильно ограничена полномочиями Руководителя и меджлиса.
При пересмотре Конституции было изменено и официальное наименование иранского парламента, из Национального консультативного собрания ставшего Собранием исламского совета.
Конституция 1979 создала коллективную судебную систему, которая оказалась громоздкой и неэффективной, в частности, из-за расхождений между членами Высшего совета юстиции по вопросам толкования исламских законов. Поправка к Статье 157 заменила Высший совет "беспристрастным и мудрым муджтахидом, хорошо знакомым с судебной системой". Срок полномочий верховного судьи - пять лет.
Пересмотренная Конституция предусматривает создание Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ). Статья 176 Конституции возлагает на ВСНБ определение государственной политики, определяемой Руководителем. Председательствует в ВСНБ президент. В заседаниях Совета в качестве его членов участвуют руководители трех ветвей власти, глава Совета верховного командования вооруженными силами, ответственный за государственный бюджет и планирование, два представителя Руководителя, министры внутренних дел и информации, министр правительства в зависимости от круга рассматриваемых вопросов и командующий Корпусом стражей исламской революции.
Региональные и местные органы власти. Страна разделена на 24 остана (провинции), во главе которых стоят генерал-губернаторы, назначаемые министром внутренних дел. Останы делятся на шахрестаны - местные административные единицы, включающие города и примыкающую сельскую округу. Управляются шахрестаны чиновниками, которые частично назначаются, а частично избираются. Наиболее влиятельным политическим лицом в шахрестане является имам-жоме, или главный пятничный священник, выполняющий роль местного представителя Руководителя.
Политические организации и движения. Исламская революция 1979 свершилась в результате соединения усилий различных светских и исламских сил, которых объединяло лишь стремление отстранить шаха от власти. Значительные расхождения во взглядах на будущее страны имелись даже в рядах самих исламистов.
Наиболее серьезный идеологический и политический вызов исламистам был брошен левоисламистской организацией Моджахедин-е-Халк ("Организация борцов за святое дело иранского народа"), которая исповедовала идеологию, основанную на марксизме, и использовала для общения с "массами" язык, заимствовавший шиитские символы.
Моджахеды открыто выступили против исламского режима, подняв восстание в июне 1981, когда Иран вел тяжелую войну с Ираком. Восстание было подавлено, а лидеры организации, включая Масуда Раджави, бежали в Ирак, где выступили в поддержку его агрессии против Ирана. Представители этой организации, ныне называющие себя Движением национального сопротивления Ирана, сумели создать на иракской территории военную базу и небольшую армию, которая периодически осуществляет террористические акты в Иране. Движение ведет активную деятельность в США и Европе, где пытается избавиться от образа партизанской и марксистской организации.
Крупнейшей левой светской организацией страны длительный период была Народная партия Ирана (Туде), которая поддержала исламистов, полагая. что возглавленная ими революция станет первым шагом на пути к подлинно социалистической революции. Определенные круги внутри правящей верхушки также симпатизировали Туде. Однако, опасаясь возможного проникновения представителей этой партии в военный и государственный аппарат, власти в 1983 арестовали ее руководителей, а саму партию запретили. В настоящее время она действует нелегально, а после распада Советского Союза перестала быть сколько-нибудь значительной политической силой. Имеется ряд других левых партий, таких, как Фдаян-е-Халк ("Организация федаев иранского народа") и "Пайкар", которые находятся на нелегальном положении.
На либеральном фланге находится Движение за свободу Ирана ("Нехзет-е-Азедийе-Иран"), созданное Мехди Базарганом, последователем легендарного националистического лидера Ирана Мохаммада Мосаддыка. В настоящее время руководителем Движения является Ибрагим Язди. Первоначально Движение сотрудничало с Хомейни. Но уже вскоре проявились различия в подходах и взглядах между Базарганом, назначенным главой временного правительства, и революционными исламистами. Когда воинствующие студенты в ноябре 1979 захватили в качестве заложников сотрудников посольства США, Базарган ушел в отставку. С тех пор Движение за свободу Ирана и его ведущие деятели периодически подвергались нападкам.
Светские либеральные силы, например приверженцы Национального фронта Мосадыка, пользуются определенной поддержкой в Иране, но действуют из-за границы. Это же относится и к небольшим монархическим группировкам.
Политические партии и становление гражданского общества. Конституция 1979 умалчивает о деятельности политических партий. Не поднимался этот вопрос и при ее пересмотре в 1989. Основатель исламской республики аятолла Хомейни считал, что социально-экономическая и политическая организация Ирана может базироваться исключительно на принципах ислама и что все основные законы уже определены Кораном и шариатом.
Вслед за существовавшей в последние годы правления шаха однопартийной системой, когда на службе у правящей верхушки находилась Партия возрождения ("Растахис"), в 1980-е годы новая политическая элита страны создала свою собственную организацию - Исламскую республиканскую партию ("Хизб-е-Джомхурийе-Ислами").
Однако борьба за власть внутри правящей верхушки парализовала деятельность партии, и в 1987 она была распущена. После этого было сформировано несколько более или менее прорежимных политических объединений, которые, однако, мало напоминают настоящие политические партии. Они представлены в основном клерикальными группировками типа Фонда Ресалат, Ассоциации борющихся духовников Тегерана, Общества борющегося духовенства Тегерана.
В 1990-х годах с подъемом политического сознания масс, их разочарованием в результатах правления исламистов и усилением противоречий внутри правящих кругов, в частности между так называемыми умеренными и сторонниками жесткой линии, начал дебатироваться вопрос о целесообразности создания партий, которые отражали бы новую социальную и политическую структуру общества.
И хотя данный вопрос все еще находится в стадии обсуждения, уже появилось несколько новых политических организаций, таких как объединение технократов Служители реконструкции и Исламский фронт участия Ирана, поддержавший президента Мохаммеда Хатами.
Вслед за постепенным становлением гражданского общества в Иране стали возникать профессиональные, женские и студенческие организации. Этот процесс уже проявил себя на иранской политической сцене, что способствовало избранию президентом страны Мохаммеда Хатами, который выступает твердым сторонником развития гражданского общества и его демократизации.
Вооруженные силы. Общая численность армии Ирана составляет ок. 540 тыс. человек, в том числе сухопутных частей - 350 тыс. человек, военно-морского флота - 20,6 тыс. человек, военно-воздушных сил - 50 тыс. человек, Корпуса стражей исламской революции - 125 тыс. человек. Кроме того, был сформирован 40-тысячный корпус по защите закона, занимающийся преимущественно охраной границы. Имеются также полувоенные подразделения "басидж" ("Организация мобилизации обездоленных") численностью 40 тыс. человек.
Внешняя политика. В результате революции произошла полная смена внешнеполитического курса страны. Так, взаимоотношения Ирана и США из союзнических превратились во враждебные. Изменилась и региональная политика. Ввиду того, что Иран пытался заниматься экспортом революции, ухудшились его взаимоотношения с умеренными арабскими режимами, в частности в зоне Персидского залива. В то же время враждебный настрой в адрес США привел к сближению с такими радикальными арабскими государствами, как Сирия и Ливия.
Уже в 1984 внутри руководства Ирана проявились расхождения в подходах к внешней политике. Поражение в войне с Ираком и подписание в августе 1988 унизительного соглашения о прекращении огня вызвали суровую критику внешнеполитического курса. Однако сторонникам жесткой экстремистской линии удалось помешать кардинальным сдвигам в отношениях с западными странами, прежде всего с США, как и разрыву тесных контактов с экстремистскими исламистскими группировками, хотя связи со странами Персидского залива несколько улучшились.
В 1989 появилось еще одно препятствие на пути улучшения отношений с Западом - так называемое дело Рушди, но в их нормализации еще бльшие трудности создавали продолжавшаяся борьба в самом руководстве страны и действия сторонников жесткого курса против иранской оппозиции за рубежом. В частности, негативные внешнеполитические последствия имели убийство ряда ее лидеров, живших в изгнании в Европе, таких, как последний премьер-министр шахского правительства Шапур Бахтияр. Тем не менее движение в сторону прагматизма продолжилось, что выразилось в нейтральной позиции, которую занял Иран во время войны в Персидском заливе в 1991, и в соблюдении страной эмбарго, введенного ООН против Ирака.
Иран в постсоветский период. Распад Советского Союза изменил внешнеполитическую обстановку на Среднем Востоке и в мире в целом, которая ныне складывается значительно менее благоприятно для Ирана. Война в Персидском заливе продемонстрировала усиление позиций западных государств, особенно США. США стали придерживаться стратегии сдерживания Ирана. США также воспрепятствовали тому, чтобы экспорт нефти и газа из Средней Азии и Закавказья направлялся через иранскую территорию. В то же время появление нескольких новых государств в южной части бывшего Советского Союза предоставило Ирану шанс восстановить свои связи с регионом, с которым у него в прошлом были прочные исторические и культурные связи.
В контактах Ирана с Россией и новыми мусульманскими республиками возобладал реалистический подход, благодаря которому удалось сохранить многоплановые добрососедские связи с Россией и другими государствами, возникшими после распада СССР. Отношения с арабскими странами Ближнего Востока и Персидского залива продолжают быть напряженными, хотя и в меньшей степени, чем в 1980-е годы. Основной причиной трений оставалась негативная реакция Ирана на арабо-израильский мирный процесс и поддержка воинствующих мусульманских группировок среди арабов.
Попытки Ирана укрепить отношения с государствами Персидского залива были подорваны возобновившимся многолетним спором с Объединенными Арабскими Эмиратами из-за суверенитета над островами Абу-Муса, Большой и Малый Томб. В постсоветский период ухудшились условия диалога Ирана с его соседями, Турцией и Пакистаном, соперников за влияние на среднеазиатское пространство и Афганистан.
Избрание в мае 1997 президентом Мохаммеда Хатами открыло новую страницу во внешней политике страны. В декабре 1997 в качестве председателя Организации Исламская Конференция Иран проводил совещание на высшем уровне, в нем приняли участие ведущие арабские лидеры, в том числе саудовский принц Абдалла бен Абдель Азиз.