в музыке, сочетание трех и более тонов, звучащих одновременно и воспринимающихся как целое, т.е. как нечто большее, нежели сумма отдельных тонов. Различие между одновременным звучанием нескольких самостоятельных тонов и аккордом, воспринимаемым как целостность, есть различие между типами контрапунктической ("горизонтальной") и гармонической ("вертикальной") фактуры. Аккорды классифицируются:
1) по числу входящих в аккорд звуков - двузвучие и трезвучие;
2) по положению основного тона аккорда: находится ли этот тон внизу или в каком-то ином положении - основной вид, второе обращение;
3) по интервалу между основным тоном и верхним звуком аккорда - септаккорд и нонаккорд;
4) по интервалу, отделяющему верхний тон аккорд от нижнего тона в данном положении - увеличенное трезвучие и неаполитанской секстаккорд;
5) по соотношению между двумя интервалами, образующими трезвучную основу аккорда - мажорное трезвучие (большая терция плюс малая терция), минорное трезвучие (малая терция плюс большая терция), уменьшенное трезвучие (малая терция плюс малая терция).
В 18-19 вв. было принято деление аккордов на "консонантные" и "диссонантные", т.е. воспринимающиеся как статичные, устойчивые или как динамичные, неустойчивые, однако подобное деление весьма расплывчато и субъективно, а кроме того, слишком тесно связано с музыкальными стилями 18 и 19 вв., так что применение его весьма ограниченно. См. также МУЗЫКИ ТЕОРИЯ .