Значение КРЕСТИННЫЙ ОБЕД в Словаре Обрядов и таинств

Что такое КРЕСТИННЫЙ ОБЕД

Крестинный обед

Главные гости - кум, кума и бабка-повитуха. Их сажали за стол и угощали приготовленной для них закуской и чаем, а хозяин дома тем временем шел приглашать родных и друзей "к младенцу на хлеб, на соль кашу есть".

Стол в крестины накрывался празднично. Вот его примерное меню: сперва подавалось холодное: в постный день - сельди и квас с кислой капустой, в скоромный - студень и квас с яйцами и мясом; затем следовали: в постный день - щи со снетками, приправленные конопляным маслом, картофельный суп с грибами и лапша; в скоромный: щи с каким-нибудь мясом, ушник (т. е. суп из потрохов), лапша с курятиной или свининой, лапша молочная и, наконец, обязательно и независимо от состава кушаний на крестильном обеде, подавалось главное блюдо - гречневая каша, перед которой угощали еще кашей пшенной. После того, как гости съедали обед, бабка клала на стол пирог, ставила горшок в шапке и штоф с водкой и говорила: "Это мое: купите, будете есть".

И еще:

Шапка малахай,

А ты, родильница,

В год еще натряхай!

или:

Бабушка подходит,

Кашку подносит

На корысть, на радость,

На божью милость,

На толстые одонья, *

На высокие скирды.

Кашку на ложки,

Мальчику на ножки!

или:

Гости мои любящие,

Гости мои дорогие!

К вам бабушка идет,

Вам кашку несет.

Бабушка молоденька,

Несет кашку сладеньку,

Нам не барыши получать,

А только народ приучать,

Чтобы бабушку знали,

Чаще в гости звали!

* Одонья, оденье, одоня - круглая кладь, кладушка хлеба в снопах.

Затем бабка начинает угощать присутствующих, но те шутливо отказываются и по обычаю предлагают ей испробовать водку первой: "Попробуй-ка сама, бабушка! Может, водка-то наговорная!". Первым после бабки пьет отец, а на закуску ему выдается так называемая родильная ложка с круто посоленной и наперченной кашей. Бабка говорит:

"Солоно и горько рожать". На такие слова иногда следовал ответ: "Солона кашка и солоно было жене родить, а еще солоней отцу с матерью достанутся детки после", и бросая вверх оставшуюся в ложке кашу, отец произносит: "Дай только Бог, чтобы деткам нашим весело жилось, и они также прыгали бы!".

За отцом угощаются кумовья. "С крестником (крестницей) вас, как вы видели его (ее) под крестом, так бы видеть вам его (ее) под венцом!" - говорит бабка. После кумовьев пьют подносимую водку остальные гости. При этом каждый, не исключая и отца, кладет сколько-нибудь денег на тарелку в пользу бабки и на пирог - родильнице.

Стоять ему и бодриться,

Как деньга торчмя стоит.

(деньги втыкались в пирог)

Чтобы мальчик вырос высоким, его поднимали на крестинах над головой к потолку или же выплескивали туда рюмку водки, а кума клала высоко на полку коврижку и приговаривала: "Чтобы крестник такой высокий вырос!".

Очень внимательно следили за тем, чтобы каша была доедена до конца, иначе ребенку грозила опасность быть рябым.

Перед уходом гости благодарили хозяев и желали всего хорошего, а новорожденному - доброго здоровья и многие лета.

Последними уходили кум с кумою. Вечером того же дня или утром им предлагались закуски, "чтоб опохмелиться". За закуской происходит обмен подарками. Кум получает от кумы платок "на память", за что он, предварительно утерев подарком рот, целует куму в губы и одаривает деньгами. При прощании родильница вручает им по пирогу, за который получает деньги или платок, чай, сахар, мыло и т. п. Праздник заканчивается.

Возрождается ныне и семейный праздник крестин. А поскольку дети появляются на свет в больнице, то роль бабки-повитухи, столь важную в обрядовой части праздника, должна взять на себя какая-нибудь родственница или наиболее уважаемая гостья. Выбор - на усмотрение родителей. Как говорили в старину, были бы родины, а крестины будут.

К. Бальмонт(1880-1934)

ГРОМОВЫМ СВЕТОМ

Меня крестить несли весной,

Весной, нет - ранним летом,

И дождь пролился надо мной,

И гром гремел при этом.

Пред самой церковкой моей,

Святыней деревенской,

Цвели цветы, бежал ручей

И смех струился женский.

И прежде чем меня внесли

В притихший мрак церковный,

Крутилась молния вдали

И град плясал неровный.

И прежде чем меня в купель

С молитвой опустили,

Пастушья пела мне свирель

Над снегом водных лилий.

Я раньше был крещен дождем

Посвящен грозою,

Уже священником потом -

Свечою и слезою.

Я в детстве дважды был крещен

Крестом и громным летом,

Я буду вечно видеть сон

Навек с громовым светом.

Обряды и таинства.