Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Элохим . Элогим, одно из наименований Бога в еврейской Библии, где оно упоминается попеременно, а иногда и вместе с другим наименованиями Божества — Ягве, Адонаи и т. д.
По своей этимологии это — множественное число слова Элоах или Эл, общего названия для божества у семитических народов (у ассириян, напр., Ил, Илу). В основе этого слова лежит понятие могущества и творчества (в отличие от Иегова или Ягве, в основе которого лежит понятие бытия или безусловной сущности), и потому оно встречается уже в 1-й главе Библии, где говорится о сотворении мира.
Тут же употреблена и та форма сочетания его со сказуемым, которая издавна возбуждала необычайный интерес: множественная форма его соединена с единственным числом глагола «бара» (Боги сотворил).
В разъяснение этого сочетания приводились разные мнения. По мнению одних, здесь надо видеть указание на троичность лиц в едином божестве; по мнению других, эта форма указывает на то, что при сотворении мира Бог действовал вместе с окружавшими Его высшими духами, а с точки зрения отрицательной критики — это остатки древнего политеизма евреев, лишь постепенно выработавшегося в строгий монотеизм. По аналогии с другими словами, для выразительности употребляющимися во множественном числе (например, шаммаим — небо, небеса), можно и в элохим усматривать смысл величия и беспредельности.
Со словом Элогим связывается еще и другой вопрос библейской критики. Так как в Библии , особенно в Пятикнижии , в одних местах употребляется исключительно форма Логам, а в других — Иегова (Ягве), то критика нашла здесь основание для того, чтобы приписывать эти места разным авторам — элогисту и ягвисту.
Источники:
Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент