Значение слова ФЕОПАСХИЗМ в Православной энциклопедии Древо

ФЕОПАСХИЗМ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации.

Феопасхизм (или теопасхизм) - учение, возникшее в процессе борьбы с ересью несториаства . Его сторонники утверждали, что Бог не страдает по Своей природе, однако, утверждали, что Бог пострадал плотию именно Бог , именно Сам Бог Слово . Эта формула получила название «феопасхитской», то есть «богострадательной».

Участники собора в Халкидоне 451 г., считавшие себя последователями Кирилла , очевидно, составляли на самом Соборе большинство. Они никогда не признавали наличия каких-то расхождений между христологией Кирилла и Халкидонским постановлением. Их занимала не терминология как таковая, но лишь подходящий способ дать отпор несторианству, с одной стороны, и евтихианству — с другой. Если для строгих диофизитов субъектом страданий был Иисус , сын Марии , а не Божественный Логос , то позиция халкидонцев-кирилловцев отличалась от строго диофизитской позиции приятием теопасхизма Кирилла - — таких как теопасхальная формула: "Один от Святой Троицы страдал во плоти". Представители этого уклона — "скифский инок" Иоанн Максентий , Иоанн Грамматик , Ефрем Антиохииский , Леонтий Иерусалимский , Анастасий Антиохийский , Евлогий Александрийский , Феодор Райфуитский — занимали господствующее место в византийском богословии VI в. и завоевали поддержку Юстиниана I . Современные историки часто обозначают эту тенденцию термином " неохалкидонство ", подразумевая при этом, что строго диофизитское понимание Халкидонского постановления — единственно правильное и что для сторонников свт. Кирилла предпочтительнее антиохийская христология . Следствия спора по этому поводу весьма масштабны и на христологической, и на антропологической нивах, ибо тут под вопросом оказывается само понятие " обожения ".

История феопасхистских споров

Первый конфликт из этой новой серии христологических споров разразился в 519 г., точно на культурной границе Римского и Константинопольского патриархатов, в имперской провинции Малая Скифия (на территории современной Румынии ). Эта церковная область находилась в юрисдикции Константинопольского патриархата, но по языку (латинскому) и культуре была весьма близка Риму . « Скифские монахи » во главе с Иоанном Максентием оказались обвинены в монофизитстве за свою приверженность к выражению «Сын Божий пострадал плотию». По мнению их противников, страдание плоти не означает страданий Бога, поскольку Бог страдать не может.

Рассуждая подобным образом, скифские монахи обратились к папе Ормизду за поддержкой, однако в ответном письме папы Ормизда ( 521 г.) они обрели не поддержку, а осуждение. Папа не запрещал категорически формулу «Сын Божий пострадал плотию», но отзывался о ней как о "двусмысленной и соблазнительной". Реакция монахов была необычной: они распространили письмо, в котором сообщали, что отказываются поверить в подлинность ответа папы Ормизда и уверены, что его ответ был сфальсифицирован еретиками.

Источники

http://st-elizabet.narod.ru/raznoe/grr/div4ch1.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.