Значение ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН в Православной энциклопедии Древо

ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Тевтонский орден (Орден дома св. Марии в Иерусалиме) - католический военно-монашеский орден, основанный немецкими крестоносцами в конце XII в. на базе госпиталя ("Дома св. Марии") для германских крестоносцев. Иначе называется также Прусским или Немецким орденом. Осуществлял политику папской экспансии в Прибалтике и северо-западных русских княжествах. На захваченных орденом территориях проводилось насильственное окатоличивание населения.

История

Орден был основан в 1128 в Иерусалиме небольшим кружком богатых немцев с целью оказывать материальную помощь больным и бедным паломникам германского происхождения. Небольшой кружок быстро разросся в целое общество, члены которого стали называться братьями св. Марии Тевтонской.

Около 1189 сын Фридриха Барбароссы сообщил новому ордену военный характер, дал ему устав тамплиеров и форму одежды (белый плащ с черным крестом) и назвал Тевтонским орденом Домом св. Девы Иерусалимской. В 1191 [1] папа Климент III утвердил устав ордена, который стали называть просто Тевтонским орденом.

Первым начальником ордена — или гохмейстером, как они стали называться впоследствии,— был Генрих Вольдботт . Сделавшись военным учреждением, Тевтонский орден тем не менее сохранил и свой первоначальный характер религиозно-благотворительного учреждения, со многими правилами монастырской жизни. Пополнялся он, главным образом, членами германских аристократических фамилий.

Большой роли в Палестине орден не играл, так как сразу стал на сторону Фридриха II и вообще Гогенштауфенов в борьбе последних с папой.

Вскоре после падения Акры гохмейстер Тевтонского ордена Герман Зальца вместе с рыцарями переправился в Венецию , где и основал свою резиденцию.

Фридрих II и папа Гонорий III наделили орден многочисленными землями в Германии и Италии . Каждый из них хотел привлечь его на свою сторону. Зальца очень ловко лавировал между ними, стремясь как-нибудь помирить их. Главной его целью было найти такую область, где можно было бы стать самостоятельным государем.

Как раз в это время венгерский король Андрей предложил Тевтонскому ордену Трансильванскую область Бурзу, с гг. Крейцбургом и Кронштадтом , под условием защищать ее от набегов половцев , но скоро отнял у ордена землю под предлогом неисполнения им своего обязательства.

После этого в 1226 князь мазовецкий Конрад предложил Тевтонскому ордену Кульмскую (Хелминъосую) и Лёбодскую земли за защиту от прусов . Наученный предыдущим опытом, Зальца выхлопотал у Фридриха II грамоту на владение Кульмской землей и на Прусскую землю, чтобы «ввести там хорошие обычаи и законы для упрочения веры и установления благополучного мира между жителями». В 1228 отряд рыцарей Тевтонского ордена пришел на берега Вислы.

Завоевание Пруссии или Боруссии.

Пруссия , иначе Боруссия, была населена прусами или борусами, народом литовского племени. Это были язычники с довольно разработанным культом. В 1209 в этой стране впервые стал распространять христианство еп. Христиан, с благословения папы и при содействии Конрада , князя мазовецкого. В 1215 папа назначил Христиана епископом и владетелем Пруссии. Христиан стал созывать крестовый поход против прусов. Поход не удался. Конрад Мазовецкий, покровительствовавший Христиану, обратился, как сказано выше, к Тевтонскому ордену, но Христиан не соглашался признать права ордена на Кульмскую землю и на Пруссию.

После долгих препирательств между Фридрихом II, папой, Конрадом Мазовецким и Христианом, Тевтонскому ордену удалось устроиться. По тайному договору с Конрадом орден получил от последнего в собственность Кульмскую землю (правда, договор этот был составлен в очень неопределенных выражениях), раньше отданную Христиану: папе сообщили некоторые статьи этого договора, где он санкционировал его.

В 1231 был заключен договор и с Христианом: орден признал себя его вассалом, обязался платить ему десятину и отдать значительную часть Пруссии, если ее удастся завоевать. С этого же года начинается постепенный захват земли прусов по определенному плану: завоевывается известная местность; в ней строят замки, города; жители избиваются; призываются переселенцы из Германии, и завоеванная область становится германской.

В 1231 был построен Торн . Пользуясь тем, что Христиан попался в плен, Тевтонский орден в 1234 получил от папы Кульмскую землю и Пруссию в вечное владение за обязательство платить дань.

С тех пор папы покровительствовали всеми силами Тевтонскому ордену, который овладел Помезанией и всеми укреплениями до устья р. Ногаты.

В 1237 был захвачен Бальгас , откуда идут попытки завладеть Вармией . В том же году к Тевтонскому ордену присоединяется Ливонский орден .

Тевтонскому ордену пришлось в своих завоевательных стремлениях столкнуться с Русью; в 1242 Александр Невский разбил его войска на льду Чудского озера. Поднялось восстание. Положение Тевтонского ордена было шаткое, тем более, что Христиан к этому времени был выкуплен из плена и заявил притязания на владения ордена; но папа поддерживал орден, а Христиан скоро умер.

В 1249 спор с архиепископской властью был окончательно решен в пользу ордена папой Иннокентием IV . Архиепископская кафедра была перенесена в Ригу ; кульмские и прусские епископы стали самостоятельнымн и назначались из членов ордена.

Папа ревностно поддерживал орден, склоняя рыцарей поступать в братство «храбрых Маккавеев». Завоевание шло успешно. В 1254 - 1255 был предпринят богемским королем Оттокаром крестовый поход против прусов, окончившийся расширением владений ордена и основанием Кенигсберга . Население смирилось и стало принимать христианство, но ужасы завоевания и управления вызвали общее восстание в 1260 - 1261 под руководством литовского князя Миндовга .

Положение ордена было критическое. Тщетно папы Урбан IV и Климент IV взывали о помощи ордену: в Германии царила анархия. Правда, Оттокар, по настоянию папы, двинулся крестовым походом, чтобы «одолеть воскресшее в Пруссии чудовище прежнего идолослужения»; но поход его был неудачен.

Избрание Рудольфа Габсбургского спасло орден. Из Германии при содействии Рудольфа двинулся целый поток германцев, и восстание было подавлено: в Помезании все жители были перебиты, в Замландии население частью истреблено, частью скрывалось в лесах; Судавия обращена в пустыню; Курляндия и Земгалия покорены и опустошены.

Таким образом Тевтонский орден, с помощью Германии и Ливонского ордена , удалось завладеть обширной площадью от низовья Вислы до границ Литвы на востоке и до Мазовии на юге.

Было основано много замков и городов Эльбинг , Мариенвердер [Квидзын], Мариенбург , Гольдинген [Кулдига], Виндава [Вентспилс], Митава [Елгава] и т.д. Было вызвано множество немцев-колонистов, которые осели частью на земле, частью в городах; города получили право самоуправления (магдебургское, любекское); прибыло много и германских дворян; местное население обратили в крепостное состояние и обращались с ним ужасно — оно было вне закона.

Война продолжалась, собственно говоря, около 55 лет — с 1230 по 1285 . К началу XIV в. Пруссия представляла собой настоящую германскую провинцию; даже левый берег Вислы был в руках Тевтонского ордена и здесь стоял цветущий г. Данциг .

XIV в. был временем наибольшего процветания ордена; завоевания были упрочены, торговля и промышленность росли, города богатели. В 1309 гохмейстер Зигфрид Фейхтванген перенес свою резиденцию из Венеции в Мариенбург . С этого времени Тевтонский орден отказался от своего религиозного призвания и стал государственным учреждением.

Сделавшись государством de facto, Тевтонский орден не отказался от монашеской окраски. Рыцари по-прежнему давали обеты целомудрия, послушания и бедности, но это было пустой формальностью: они утопали в роскоши, пировали и развратничали.

Тевтонский орден не отказался от своей политики захватов за счет Литвы и Польши, но и соседи ордена в свою очередь объединяли свои силы. Началась многолетняя опустошительная война между орденом и Литвой , а затем Польшей .

В XIV в. устройство Тевтонского ордена закончилось. Во главе его стоял гохмейстер, избираемый старшими рыцарями. При нем в качестве совещательного и в то же время контролирующего его действия учреждения был орденский капитул. Последний судил гохмейстера, мог даже лишить его сана, издавал законы, назначал высших сановников. Гохмейстер был верховным повелителем; он утверждал и магистра Ливонского ордена. Его помощники были своего рода министры. Все земли Тевтонского ордена были разделены на области, которыми управляли особые комтуры. Все должности замещались исключительно рыцарями ордена.

В 1410 польско-литовско-русские войска в битве при Грюнвальде нанесли сокрушительное поражение тевтонскому ордену.

В нач. XVI в. Тевтонский орден прекратил свое существование в качестве самостоятельного государства, продержавшись около пяти столетий. После секуляризации Тевтонский орден (его гохмейстер Альбрехт, воспользовавшись распространением в Пруссии Реформации , в 1525 секуляризовал орден и получил его от польского короля в лен в качестве герцогства) многие рыцари, оставшиеся верными католицизму, (уехали в Германию , составили новый устав ордена и осели в г. Мериннгейме (во Франконии ), который и оставался их главной квартирой до окончательного уничтожения ордена.

Политического значения Тевтонский орден приобрести больше не мог. В таком виде Тевтонский орден существовал до начала XIX в., когда был окончательно уничтожен декретом Наполеона.

В качестве весьма малочисленной церковной организации он существует до сих пор в Германии .

Источники

Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.

[1] по другим данным - в 1198 г.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.