Значение ТАЙНА ИСПОВЕДИ в Православной энциклопедии Древо

ТАЙНА ИСПОВЕДИ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

До конца V в. в христианской церкви допускалась как исповедь пред пресвитером, так и всенародная, в храме; но с начала VI в. единственной принятой формой исповеди, сопряженной с соблюдением молчания о всем при ней открытом, является тайная исповедь.

Западная католическая церковь , исходя из мнений Фомы Аквинского и целого ряда ученых богословов, устанавливает «печать молчания» — sigillum confessionis, безусловно воспрещая священникам говорить кому бы то ни было о том, в чем повинился кающийся на исповеди. 21-я статья 4-го Латеранского собора грозит за нарушение этого правила пожизненным заключением в монастыре «строжайшего» ордена. О такой же ответственности открывшего тайну исповеди говорит и булла папы Климента VIII 26 мая 1594 .

В Восточной церкви таинство исповеди тоже соблюдалась строго. Номоканон при требнике 1662 , воспрещая открывать тайну исповеди, грозит виновному тяжкой карой, указывая, что «сицевому надлежит ископати язык созади».

Безусловность таины исповеди была поколеблена, когда царствование Петра Великого было омрачено мятежами и ему пришлось войти в суд даже с собственным сыном. « Духовный Регламент », обложив в 9-м, 10-м и 13-м пунктах «прибавлений о правилах причта церковного» жестоким наказанием открытие таины исповеди, в 55-м, 11-м и 12-м пунктах установил его по отношению к тем, кто «вымыслив или притворно учинив, разгласят ложное чудо» и к умыслившим государственное преступление, если они, «объявляя намеряемое зло, покажут себя, что не раскаиваются, но ставят себе в истину и намерения своего не отлагая, не яко грех исповедуют».

Некоторое отступление от безусловной таины исповеди, за исключением этих случаев, может быть усмотрено в правиле о том, что перед хиротонией во священника духовник кандидата, исповедавшегося ему в тяжких (смертных) грехах, обязан доложить архиерею о недостойности кандидата быть иереем , хотя и без «имянного» перечисления этих грехов.

Слова, которыми, согласно требнику, должен сопровождаться приступ к исповеди в православной церкви, служат выражением тайны покаяния и обещанием сохранить ее. «Се Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое,— говорит духовник кающемуся,— не устрашися, ниже убойся, и да не скроеши что от мене, но не обинуяся рцы вся, да приимише оставление от Господа; аз же точию свидетель семь, да свидетельствую пред Ним вся, елико речеши ми».

Сообразно этому взгляду на исповедь в процессуальных законах главнейших государств содержатся или воспрещение спрашивать на суде священника о том, что ему вверено в качестве духовного отца, или же предоставление ему отказаться от дачи такого показания.

Попытки судебных практиков прямо отменить или косвенно обойти правила о недопросе священника относительно исповеди, в интересах успешности уголовного преследования, не могут вызывать сочувствия: они стремятся сделать таинственное общение человека с Богом орудием земного правосудия, освобождая его представителей от труда над раскрытием истины общепринятыми способами, без колебания в народе доверчивого отношения к выполнению одного из величайших религиозных таинств.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.