Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Смирнов Алексей Сергеевич ( 1870 - 1938 ), священник , священномученик .
Память 9 марта , в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников .
Родился 25 марта 1870 года в с. Голубово Московской губернии Звенигородского уезда Еремеевской волости. Сын священника. Все предки по мужской линии отца и матери были священниками.
Окончил Симбирскую Духовную семинарию . Владел латынью, греческим, французским и немецким языком.
2 июня 1897 г. женился на воспитаннице настоятельницы Страстного монастыря Воронцовой Надежды Никитичны - Анисье Даниловой. В 1900 г. Воронцова Н.Н. стала крестной матерью сына о. Алексея. Служил в Москве, в Крестовоздвиженском монастыре , в церкови Николы Чудотворца.
В 1905 году церкви свт. Николая в Плотниках на Арбате был рукоположен в иерейский сан. В детстве о. Алексий пел в детском церковном хоре в Знаменской церкви с. Голубово . Благодаря достигнутому мастерству, в своём храме он создал очень слаженный, гармоничный хор, который часто приезжал в с. Голубово вместе с о. Алексием и пел на службах в Знаменской церкви, а летом, по вечерам, - старинные русские песни. До революции о. Алексий преподавал в гимназии Шамониной на Сивцевом Вражке Закон Божий. У о. Алексия был мягкий бас, он вышивал по канве цветной шерстью. Воробьи садились с удовольствием на его раскрытую ладонь, малыши прилипали к его рясе. В конце 1905 г. о. Алексий поселился в деревянном доме напротив церкви свт. Николая в Плотниках. Позже переселился с семьёй на третий этаж нового четырёхэтажного кирпичного дома, построенного на деньги церкви на углу Арбата, д. 47.
В 1929 году был арестован, но через два месяца освобождён.
В начале 1930-х годов церковь была закрыта и в 1933 г. снесена.
После её закрытия служил в церкви сщмч. Власия . Служил до закрытия церкви в 1934 г.
Следующее его место служения было в храме Успения Пресвятой Богородицы в селе Косино Ухтомского района Московской области. Это древнее село «издавна славилось своим превосходным местоположением и тремя озёрами.
Находившиеся здесь святыни — чудотворные иконы Божией Матери Косинской (Моденской) и святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца, исстари привлекали сюда столько народу, что "в продолжение летних месяцев по всем дорогам в Косино пройдёт и проедет по крайней мере до ста тысяч богомольцев"», — писал об этом очевидец, живший в первой половине XIX века.
Был арестован 23 января 1938 года. Обвинён в "участии в контрреволюционной группировке" по групповому делу " Воздвиженского и др. Москва. 1938 г.". Районное управление НКВД не особенно утруждало себя: были арестованы священники всех храмов, стоящих вдоль Московско-Казанской железной дороги; им вменялось в вину, что среди населения Ухтомского района они "проводили контрреволюционную агитацию, проповедовали среди населения веру в Бога, монархический строй, призывали оказывать противодействие политике партии и советской власти, создавая среди населения недовольство и проводя подготовку к приходу новой капиталистической власти", т.е. в преступлении, предусмотренном ст. 58 - 10 ч. 2 УК РСФСР. Из обвинительного заключения: "Смирнов группирует вокруг себя съезжающихся со всех краёв Союза паломников, организовывает врачевание совместно с юродивыми, скрывающимися в лесах около Косино". — Знаете ли вы благочинного Владимира Федоровича Воздвиженского и встречались ли с ним? — спросил следователь. — Да, с благочинным Воздвиженским я хорошо знаком и часто посещал его квартиру, — ответил священник. — Следствием установлено, что вы являлись членом контрреволюционной группировки, руководимой Воздвиженским. Признаете ли это? — Нет, это я отрицаю. Членом контрреволюционной группировки я не состоял. — Следствию известно, что вы, состоя членом контрреволюционной группировки, вели контрреволюционную деятельность. Признаете ли это? — Нет, это я отрицаю. — Следствием также установлено, что вы высказывали террористические настроения по отношению к коммунистам. Признаете ли это? — Нет, я это отрицаю и виновным себя в контрреволюционной деятельности не признаю. Поскольку отец Алексий отказывался лжесвидетельствовать, ему была устроена очная ставка со священником Сергием Сахаровым , который подтвердил показания, необходимые следователям. Но отец Алексий их все отверг, сказав: «Показания Сахарова я отрицаю, так как контрреволюционной деятельности я не вёл».
Осуждён тройкой УНКВД по Московской области 15 марта 1938 года, приговорён к расстрелу. Принял мученическую кончину 22 марта 1938 г. на Бутовском полигоне , где и захоронен.
Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 6 октября 2001 года для общецерковного почитания.
После ареста о. Алексия и с ним вместе двух старушек-просвирней, родные отправились ходатайствовать к вдове Максима Горького, Марии Федоровне Андреевой, которая была тогда директором Дома учёных. Она обещала разобраться. Через некоторое время старушки возвратились из ссылки, однако совершенно больные. Об о. Алексие было сообщено, что он расстрелян...
Использованные материалы
БАЗА ДАННЫХ: НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XX ВЕКА Православного Свято-Тихоновского Богословского Института:
http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-bin/code.exe/martyrs.htm?ans/
Дамаскин (Орловский), игумен, Книги и выступления игумена Дамаскина (Орловского). Жизнеописания святых РПЦ ХХ века :
http://www.fond.ru/book/book6/6-22.htm
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент