Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Синтрон (греч. Συνθρόνον — сопрестолие) — скамья для духовенства , идущая вдоль стены главной апсиды храма . В некоторых церквях в центре синтрона размещался епископский трон ( кафедра ). В некоторых случаях синтрон отделен от апсидной стены узким проходом. Может состоять из одной, двух или нескольких ступеней.
В центре восточной стены алтарной апсиды храма с очень раннего времени устанавливался трон — сидение епископа . Епископский трон или кафедра представлял из себя кресло со спинкой и ручками. Такие кресла, сделанные из камня, найдены в катакомбах (Стивенсон). Однако точно неизвестно, имели ли эти кресла литургическое значение.
Впоследствии такие кресла стали делать из дерева. Подобное кресло сохранилось в Равенне ( VI в.). Снаружи оно покрыто резными пластинками из слоновой кости. Епископ сидел на этом кресле во время совершения богослужения. Сидения, которые предназначались для пресвитеров , делались в виде тронов и кресел, окружавших трон епископа. Это следует из названия синтрон — сопрестолие.
Впоследствии, но не ранее VI века, сидение епископа и пресвитеров были соединены в одну конструкцию, и эту конструкцию стали изготавливать из камня. Это и есть синтрон в современном понимании. Хорошо сохранившийся высокий синтрон VI в. существует в церкви св. Ирины, а также в церкви св. Евфимии в Константинополе . Синтрон Св. Ирины достаточно высок, чтобы позволить устроить проход снизу по стене апсиды , который вероятнее всего использовался для технических нужд. Однако в большинстве базилик , построенных в VI в., синтрон по прежнему устраивается одноступенчатым (Сан Витале, Сан Аполлинаре ин Классе, оба Равенна и базилика св. Евфрасия в Порече). В Св. Софии Константинопольской анонимный источник VIII - IX вв. фиксирует каменный синтрон высотой в семь ступеней, отделанный серебром.
Для сидения пресвитеров предназначалась верхняя ступень синтрона, в центре которой на той же высоте было установлено кресло епископа . Все это было сделано для того, чтобы епископ был виден и слышен своему народу. Однако кресло епископа имело и символическое значение, и понималось как горний престол. В отсутствие епископа на это кресло иногда устанавливалось Евангелие . Вопрос о том, почему в одних византийских храмах есть каменное архиерейское кресло, венчающее синтрон, а в других нет, в настоящее время является дискуссионным (Хрушкова).
В постиконоборческое время в связи с развитием иконостаса и сокращением размеров храмов (храмов стало больше, но они стали меньше размером) необходимость в высоком синтроне отпала. С X - XI вв. синтроны делают в одну ступень, но центральное место по-прежнему занимает стационарная архиерейская кафедра ( Св. София Киевская ). Иногда в храмах устраивались псевдосинтроны , настолько узкие, что для сидения они использоваться не могли. Этот процесс, по мнению Мэтьюза, был связан с изменением роли проповеди, проповедь заменило чтение, а также сокращением числа священников, участвующих в богослужении.
К XIV - XV вв. стационарный синтрон вовсе исчезает. Вместо него при архиерейском богослужении устанавливают переносное кресло без спинок и ручек. По бокам от него могут быть устрояемы сидения для пресвитеров. На Руси все это изготавливалось из дерева.
Литература
Krautheimer R. Early Christian and Bizantine Arhitecture. 1986.
Mango C. Bizantine Architecture. Milano, N.Y, 1985.
Mathews T. The Early Churches of Constaninople: Architecture and Liturgy. Pensilvania State University. 1980.
Гайдуков Н.Е. Горнее место // Православная Энциклопедия. В печати.
Тафт Р. Ф. Византийский церковный обряд. СПб 2000.
Уайбру Х. Православная литургия. М. 2000.
Хрушкова Л.Г. Раннехристианские памятники Восточного Причерноморья. М. 2002. С. 437.
Якобсон А. Л. Закономерности в развитии раннесредневековой архитектуры. Л. 1983.
Якобсон А. Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры (IX-XVвв.). Л. 1987.
Использованные материалы
http://patriarhia.ru/db/text/142169.html
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент