Значение слова СВЯЩЕННИК в Православной энциклопедии Древо

СВЯЩЕННИК

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Священник - священнослужитель, относящийся ко второй, средней степени священства . Имеет благодать совершать все таинства , кроме таинства Рукоположения . Иначе священник называется иереем или пресвитером (греч.: старейшина; так называется священник в посланиях апостола Павла ).

Поставление в священники совершается архиереем через рукоположение .

Священник — совершитель шести таинств Церкви ( крещения , миропомазания , евхаристии , покаяния , брака и елеосвящения ) для всех своих прихожан; он — ближайший учитель своих прихожан, с церковной кафедры в храме, при посещении их домов и при всех встречах и разговорах; он — проповедник религиозных начал жизни, но в то же время канонически обязанный защитник всякого непротивного религии и общественному благу знания (напр., медицинского, сельскохозяйственного и домоводственного), умственного и нравственного образования и воспитания. Права и обязанности священника подробно излагаются в особой науке о пастырстве, которую будущий пастырь проходит во время своего обучения, а также в церковных законах и правилах.

К священнику официально принято обращаться: "Ваше благословение"; к монашествующему священнику ( иеромонаху ) - "Ваше преподобие", к игумену или архимандриту - "Ваше Высокопреподобие". Неофициальное, разговорное, обращение - "отец Имярек" или "батюшка". Принятое на Западе обращение "святой отец" у православных не применяется.

Требования к рукополагаемым в священники

В умственном отношении избираемый в пресвитеры должен быть достаточно образован в богословии, знать хорошо церковные правила (поэтому к пресвитерству не допускались новообращенные ко Христу). В неблагоприятные для образования периоды уровень требований от пресвитера несколько понижался (например в IX и след. веках на Западе); в России на соборах Владимирском ( 1274 ), Стоглавом ( 1551 ) и Большом московском ( 1667 ) определено довольствоваться тем, чтобы кандидат на пресвитерство "хорошо знал грамоту".

По ныне действующему у нас церковному праву требуется, чтобы священник окончил курс богословского образования в духовной академии или семинарии; лишь в виде исключения позволяется допускать в священники и не окончивших курса благонадежных диаконов , а также лиц светских, на экзамене у архиерея доказавших достаточность своих познаний в богословии. В нравственном отношении от кандидата в священники требуется безупречное поведение.

Возраст для вступления в священники определен еще в IV в. — 30-летний. Это правило, от которого часто отступали, подтверждено Св. Синодом в 1869 г. В физическом отношении не считаются препятствием к священству телесные недостатки, за исключением таких, которые служат препятствием для надлежащего исполнения священнических обязанностей (глухота, слепота и т. д.). В 1885 г. в священники позволено посвящать и без предварительного прохождения низших должностей в клире.

Женой священника может быть только православная. В древности брак для священника не был обязателен, но не было и принуждения к безбрачию. Со времени появления ересей стригольников и жидовствующих неженатых не посвящали в священники. Действующие ныне правила (с 1869 г.) дозволяют возводить в священники как вдовых после первого брака, так и неженатых, заявивших желание навсегда остаться безбрачными.

См. также

Пресвитер

Ссылки

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/001/071/3/3822.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.