Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Патристика (от πατήρ, pater), одна из богословских наук, имеющая своим предметом изучение творений св. отцов Церкви и систематическое изложение содержащегося в них учения.
В христианской церкви название «отца» усвояется, еще со времен апостолов , вообще пастырям церкви. В более специальном смысле название «св. отцов Церкви» усвояется тем церковным учителям, которые в своих творениях оставили изложение и объяснение веры христианской, принятое церковью к своему руководству.
Из ряда «отцов Церкви» особенно выделяются «вселенские учители», имеющие наивысший личный авторитет в церкви как оказавшие ей особые услуги защитой, формулированием и разъяснением догматов веры. В Восточной церкви такое значение усвояется св. Василию Великому , Григорию Богослову , Иоанну Златоусту и Афанасию Александрийскому , на Западе, кроме того, – блаж. Иерониму , блаж. Августину , Амвросию Медиоланскому и папе Григорию Великому .
Кроме того, Римо-католическая церковь имеет т.н. doctores ecclesiae , к которым причисляются: Лев Великий , Фома Аквинский , Бернард Клервоский (с 1830 ), Иларий Пиктавийский (с 1852 ), Франциск Сальский (с 1875 ) (с тех пор также Альберт Великий , Альфонс Лигуори , Ансельм , Антоний Падуанский , Беда Достопочтенный , Бонавентура , Екатерина Сиенская , Ефрем Сирин , Хуан де ла Крус , Лаврентий из Бриндизи , Петр Канизий , Петр Хрисолот , Петр Дамиани , Роберт Беллармино , Тереза Авильская ).
Некоторые богословы ограничивают существование в церкви «отцов Церкви» известным периодом времени; на Востоке – от начала церкви до Иоанна Дамаскина (ум. 754 ), на Западе – до Григория Великого включительно (ум. в 604 ), по мнению других – до XIII в.
Ультрамонтанские богословы думают, что папа во всякое время может возвести в звание отца Церкви того, кого он признает достойным.
Церковь Восточная не имеет канонического постановления по этому предмету, но богословы и патрологи большей частью думают, что так как Церковь всегда одна и та же и всегда обладает одними и теми же благодатными силами, то в ней во всякое время возможно явление лиц, обладающих дарованиями святоотеческими и могущих быть признанными в качестве «отцов Церкви», по суду самой церкви. Поэтому-то в русской патристике, напр. в книге Филарета Черниговского «Историческое учение об отцах Церкви», излагается и рассматривается учение св. Димитрия Ростовского и других, ранее его бывших святых иерархов, оставивших после себя писания.
Нахождение в лике канонизованных святых и согласие с учением Церкви считаются настолько необходимыми для причисления к отцам Церкви, что даже такие знаменитые богословы, как Климент Александрийский , Ориген , Евсевий Кесарийский , Тертуллиан признаются не «отцами Церкви», а лишь церковными писателями.
Источники
Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент