Значение ОДА АМЕЙСКАЯ в Православной энциклопедии Древо

ОДА АМЕЙСКАЯ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Хродоара или Ода Амейская (Chrodoara, Oda [1] ) (+ ок. 634 или ок. 723 ), праведная , святая.

Память 23 октября .

Была замужем за герцогом Бодогизелем [2] . После смерти мужа, она поселилась в городе Амей (Amay) на реке Маас, к западу от Льежа . Свою жизнь она посвятила подвигу молитвы и попечения о самых обездоленных. С ней связано основание многих церквей в этой местности, в частности Амейского Георгиевского храма . Возможно она стала игуменией , так как её саркофаг изображает святую Хродоару с посохом в руке [3] .

Почитание

Почитание выросло вокруг святой храмоздательницы и продолжалось в среде римо-католичества после отпадения Западной Церкви от Православия.

По житию святой, относящемуся к XIII веку и приобретшему широкое распространение, её родословная связана с королевским домом Меровингов . Согласно этому мнению её отцем указывается либо король Хлотарь II , либо король Хильдеберт II [4] . Это же житие XIII века указывает что святая Ода была женой Бодогизеля Аквитанского и матерью святого Арнульфа Мецкого . Николаево «Житие» святого Ламберта также называет Оду, вдову Бодогизеля, бывшую близкой к святому [5] . Согласно этой датировке святая отошла к Господу около 723 года.

Однако, ряд сомнительных мест жития и открытие саркофага святой Хродоары в 1977 году в Амейском Георгиевском храме , по преданию основанном святой, приводят некоторых историков к заключению о том, что она жила значительно раньше и скончалась около 634 года. Согласно этим исследователям святая была дочерью Галла Магна , епископа Труанского , вдовой герцога Бодогизеля Нейстрийского .

Мощи святой были извлечены из её саркофага еще в древности и хранятся в раке, датируемой 1240 - 1250 годами, у которой ныне иногда служат молебны православные паломники.

Литература

Coens, M., “La vie de Sainte Ode d’Amay,” Analecta Bollandiana, LXV (1947), 196-244.

Stiennon, J., “Pour le véritable portrait de Chrodoara,” in Trésors de la collégiale d’Amay (Amay, 1989), 25-34.

Использованные материалы

«Бельгийские святые неразделенной Церкви», страница сайта Брюссельской епархии Русской Православной Церкви:

http://www.archiepiskopia.be/Rus/belgsaints.htm

Judith Oliver, «'Gothic' Women and Merovingian Desert Mothers», Gesta , № 32-2 (1993), 127.

http://www.forum-orthodoxe.com/~forum/viewtopic.php?t=994

http://en.wikipedia.org/wiki/Boggis

http://www.heiligenlexikon.de/BiographienO/Oda_von_Amay.html

[1] Иные версии имени включают Aude, Ode.

[2] По разным мнениям либо Нейстрийским или Аквитанским.

[3] См. изображение и пояснение в http://www.encyclopedie-universelle.com/sainte%20Ode-Chrodoara.html (франц.)

[4] Согласно Франкофонскому Синаксарю – Хильдеберт III , но ввиду хронологической нестыковки это маловероятно. См. http://www.forum-orthodoxe.com/~forum/viewtopic.php?t=994.

[5] _Vita Landberti episcopi Traiectensis_, См. http://en.wikipedia.org/wiki/Boggis.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.