Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Николай (Оно) ( 1872 - 1956 ), епископ Токийский и Японский .
В миру Оно (Ямадзаки [1] ) Иоанн Киити (小野(山崎)イオアン帰一).
Первый православный архипастырь-японец родился 8 сентября 1872 года в деревне Каннами , префектура Сидзуока, Япония , вторым сыном в языческой семье. Когда Киити был еще в начальных классах школы, его старший брат, Кэнзабуроо Ямадзаки, крестился под именем Саввы и сделался православным катехизатором .
В надежде продолжить свое образование после окончания школы, молодой Киити уехал в Токио и отправился в штаб-квартиру Русской Духовной Миссии в Японии где жил и трудился его брат. Киити был радушно встречен самим святителем Николем (Касаткиным) который пригласил его поступить в Токийскую православную семинарию . Юноша согласился и вскоре, в преддверии Святой Пасхи 1885 года, был крещен под именем Иоанна.
Иоанн окончил образование в июле 1892 года и стал катехизатром. 2 июля 1894 года он вступил с брак с Верой Оно , дочерью одного из первых православных иереев Японии – Иоанна Сакай . 19 марта 1905 года Иоанн был рукоположен в пресвитерский сан святителем Николаем Японским и определен настоятелем в православный храм города Такасаки .
В 1905 году, в связи с Русско-Японской Войной , был временно назначен пастырем лагеря русских военнопленных в предместье города Осака . За усердную заботу о русских пленниках был в феврале 1907 года награжден наперсным золотым крестом от Императора Николая II и украшенным напрестольным Евангелием от Святейшего Синода
В 1925 году возведен в сан протоиерея архиепископом Сергием (Тихомировым) .
Согласно решению ежегодного Японского Церковного Собора 1939 года, о. Иоанн был переведен в Токийский Воскресенский собор и временно также назначен настоятелем православного храма в Иокогаме .
После смещения митрополита Сергия (Тихомирова) с поста предстоятеля под давлением японского государства, японская кафедра осталась вдовствуещей. Митрополит Сергий оставил во главе паствы мирянина Арсения Ивасава , одноклассника митрополита Анастасия (Грибановского) , главы Русской Православной Церкви Зарубежом . Митрополит Анастасий направил письмо Арсению Ивасава, в котором он утверждал невозможность существования Церкви без епископа и предлогал избрать японца для хиротонии Дальневосточными архиереями Зарубежной Церкви.
Вопрос об избрании нового предстоятеля разделил японскую павству – некоторые прочили во епископы протоиерея Осакской церкви , Иакова Тоохэй , но более влиятельная группа во главе со временным управляющим Арсением Ивасава , выдвинула кандидатуру старейшего японского протоиерея, о. Иоанна. Поскольку он был женат, его возведение в епископский сан могло быть совершено только при условии принятия монашества его женой, в соответствии с 48-м правилом VI Вселенского Собора [2] .
В марте 1941 года чета Оно пребыла в Харбин где матушка Вера приняла постриг под именем Елена, а о. Иоанн – под именем Николай. 6 апреля 1941 года в кафедральном соборе Харбина состоялась хиротония архимандрита Николая (Оно) во епископа Токийского и Японского архиереями Русской Зарубежной Церкви во главе с митрополитом Харбинским и Маньчжурским Мелетием (Заборовским) . Епископ Николай стал первым православным епископом-японцем.
Многие японские верующие оказали сопротивление новому епископу – когда он вернулся в Японию, он не смог отслужить Пасхальную службу в Токийском соборе так-как его двери оказались заперты. Однако, на Внеочередном Церковном Соборе 18 июня 1941 года, проходившем в присутствии представителей японских властей, епископ Николай был признан японским предстоятелем.
Военное время принесло много лишений японской православной пастве. К концу войны епископ Николай проводил почти все свои ночи за отпеванием множества умерших которые грузовиками свозились в Токийский собор , оставшийся единственным зданием нетронутым американскими бомбёжками на всем квартале.
Противостояние разделившее японскую паству вылилось в новый конфликт после окончания Второй Мировой Войны . 5-6 апреля 1946 года состоялся первый послевоенный Японский Церковный Собор, вынесший решение об удалении епископа Николая от управления – он выехал на покой в город Каннари , префектура Мияги.
Хотя решение воссоединиться с Московской Партиархией было уже сделано Японской Консисторей в конце марта 1946 года и японская паства во главе с епископом Николаем была принята патриархом Алексием Ι , большинство японских православных, под влиянием Американских Оккупационных Властей, приняло в начале 1947 года епископа Вениамина (Басалыгу) из Америки и вошло в юрисдикцию Американской Митрополии . Немногие оставшиеся верными Московской Патриархии были возглавлены вернувшимся в Токио владыкой Николаем, а также протоиереем Антонием Такай .
Однако, под конец своей жизни епископ Николай принял решение о воссоединении с большинством японских верующих. 24 апреля 1954 года он подписали акт примирения с американским епископом в Японии, Иринеем (Бекишем) и, вместе с большинством иереев и верующих в его подчинении, перешел в юрисдикцию Американской Митрополии .
Вскоре владыка Николай почил на 85-м году жизни, 19 ноября 1956 года. За 16 лет своего епископства владыка Николай рукоположил 3-х иереев, 1-го диакона, 2-х иподиаконов и построил 1 церковь [3] . Один из видных мирян Японской Церкви тех лет, Александр Манабэ , отзывался о епископе Николае как о человеке мягком и слабохарактерном, не обладавшим ни честолюбием ни административными способностями. Однако, владыка был одним из старейших японских священнослужителей, воспитанником самого апостола Японии Николая .
Несмотря на противодействие многих, епископ Ириней дал позволение на захоронение епископа Николая (Оно) на кладбище Янака, рядом с могилами предыдущих японских предстоятелей - просветителя Японии Николая (Касаткина) и митрополита Сергия (Тихомирова) .
Награды
наперсный золотой крест (от страстотерпца Императора Николая II; февраль 1907 ).
украшенное напрестольное Евангелие (от Святейшего Синода; февраль 1907 ).
Труды
Литература
По-русски :
"ЖМП" 1950, № 10, с. 30.
"ЖМП" 1970, № 12, с. 45-47.
"Рус. Прав. Церковь", с. 163.
По-японски :
牛丸プロクル康夫、長司祭、『神のみ旨に生きた激動時代の僕たち』、東京:日本ハリストス正教会教団・府主教庁、1985, 33-51. (Усимару, Прокл Ясуо, прот., Ками но мимунэ ни икита гэкидоо дзидай но симобэ-тати ( Рабы Божьи по Воле Его пережившие времена бурные ), Токио: Нихон Харисутосу Сэйкёо-кай Кёодан – Фусюкёо-тёо, 1985, 33-51.)
加美長エレナ美律枝、「エレナ修道女の想い出」、『こひつじ』、横浜ハリストス正教会 婦人会会報、16/07/2000, № 40. (Каминага, Евгения Мицуэ, «Эрэна сюдоодзё но омоидэ» («Воспоминания о монахине Елене»), Кохицудзи , Иокогама Харисутосу Сэйкёо-кай фудзин-кай кайхоо, 16/07/2000, № 40.)
『正教時報』( Сэйкёо Дзихоо ), 5/12/1956, № 805, 3.
По-английски :
«Orthodox Church Here Renounces Soviet Ties» («Здешняя Православная Церковь Отказывается от Советских Связей»), Nippon Times , April 25, 1954, № 19825.
По-немецки :
G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland 312.
Использованные материалы
Статья проекта Русское Православие :
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_7934
Статья проекта OrthodoxWiki :
http://www.orthodoxwiki.org/Nicholas_%28Ono%29_of_Japan
Сайт Подворья Русской Православной Церкви Московского Патриархата в Японии:
http://www.sam.hi-ho.ne.jp/podvorie/
[1] Урожденная фамилия. После женитьбы в 1894 году на Вере Оно принял фамилию жены.
[2] «48. Жена производимого в епископское достоинство, предварительно разлучается с мужем своим, по общему согласию, по рукоположении его во епископа, да вступит в монастырь, далеко от обитания сего епископа созданный, и да пользуется содержанием от епископа. Если же достойна явится: да возведется в достоинство диакониссы.»
[3] Сэйкёо Дзихоо , № 805, 5 декабря 1956 г., 3
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент