Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Никанор (Клементьевский) ( 1787 - 1856 ), митрополит С.-Петербургский и Новгородский .
В миру Клементьевский Николай Степанович, родился 26 ноября 1787 г. в семье священника Успенской церкви Сергиева Посада , что в Клементьеве, Московской епархии, Стефана Алексеева.
В 1797 г. поступил во второй низший класс семинарии , причем ему дана фамилия Клементьевский, по месту рождения.
В 1809 г. по окончании семинарии митрополит Платон (Левшин) назначил его в ту же семинарию учителем греческого и еврейского языков. Позже он, кроме того, получил класс риторики и красноречия
В апреле 1812 г. - пострижен в монашество ( 9 апреля ), рукоположен во иеродиакона и во иеромонаха .
В июле 1813 г. назначен проповедником академии и соборным иеромонахом Московского Донского монастыря .
В 1814 г. определен бакалавром исторических наук Московской академии и членом академического цензурного комитета. Через два месяца назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры с возведением 31 октября 1814 г. в сан архимандрита , одновременно назначен настоятелем Спасо-Вифанского монастыря .
В августе 1818 г. определен ректором и профессором богословия в Вифанскую семинарию с назначением в члены Московской консистории и перемещением в Коломенский Голутвин монастырь .
19 апреля 1819 г. перемещен в Московский Высокопетровский монастырь .
28 марта 1826 г. хиротонисан во епископа Ревельского , викария Петербургской епархии с поручением управления Сергиевой пустынью.
С 1827 г. - член конференции С.-Петербургской духовной академии .
В августе 1831 г. назначен епископом Калужским .
За три года управления Калужской епархией он сделал то, на что потребны многие годы и расположил к себе сердца людей так, что они желали жить и умереть с ним по слову Писания: "не обидел, ниже утеснил вверенных ему словесных овец".
Освящая в Калуге в 1834 году памятник Тарутинской битве, владыка сказал слово о любви к Отечеству, которую определял так: "Любить Отечество - значит любить отечественную Веру. Что гражданин без Веры? - Необузданный раб страстей. Что воин? - Изменник. Что вождь? - Наемник. Горе, горе Отечеству, если сын его будет ослабевать в святой Вере. Она есть душа всякого благоустройства в политическом теле: есть основание частного и общего благоденствия, есть твердыня Престолов и Царств".
С 5 сентября 1834 г. - епископ Минский .
В 1835 г. возведен в сан архиепископа .
Во время его служения в Минске было обращено более 16 тысяч человек, а в 1839 г. он присутствовал на общем торжественном воссоединении униатов.
С 28 января 1840 г. - архиепископ Волынский и Житомирский и архимандрит Почаевской Лавры .
На Волыни деятельно заботился о духовном просвещении. Служение в западном крае в то время было особенно ответственно. Архиепископу Никанору пришлось внести свою долю труда в дело обращения униатов в православие.
В 1842 г. вызван в Петербург для присутствия в Св. Синоде .
17 января 1843 г. назначен архиепископом Варшавским и Новогеоргиевским с оставлением в должности архиепископа Волынского.
С 4 ноября 1848 г. - архиепископ Новгородский .
20 ноября того же года возведен в сан митрополита Новгородского и С.-Петербургского . По замечанию биографа, митрополит Никанор за восемь лет управления Петербургской митрополией "прославился необыкновенно ревностной точностью в исполнении возложенных на него обязанностей". Однако, как первенствующий член Синода, не отличался силою воли и административными способностями и потому был послушным орудием в руках обер-прокурора .
В 1855 году, владыка стал чувствовать упадок сил, но, впрочем, продолжал заниматься делами. Но 12 сентября 1856 года митрополит Никанор слег и 17 сентября 1856 года в три часа пять минут дня скончался. Отпевание его совершено было шестью иерархами. Погребен в Духовской церкви Александро-Невской Лавры , в царских вратах.
Ректор Петербургской духовной Академии, епископ Макарий (Булгаков) , впоследствии митрополит Московский, говорил за отпеванием, обращаясь к лицу почившего владыки: "Ты сделал все, чтобы память твоя осталась во благословении ( Сир. 16, 17 ), повсюду, где только протекала твоя жизнь и совершалось твое служение".
Митрополит Никанор для многих учреждений и мест памятен своими пожертвованиями. Он внес капиталы на вечное хранение в пользу церкви на родине, епархиальных попечительств епархий, где он проходил служение, монастырей, богаделен, Петербургской и Новгородской семинарий и Царско-сельского женского училища на стипендии, Человеколюбивого общества - на выдачу мелких пособий к Пасхе. Устроил церковь в доме Человеколюбивого общества и много заботился о расширении и развитии деятельности общества. Много ценностей пожертвовал в церковь на своей родине, в соборе на Волыни, в Варшаве и в Лавре. Делал книжные пожертвования в семинарию и Академию, был удостоен в 1854 году звания доктора богословия. Оставил капитал Лавре на поминовение и в пользу богадельни.
Его служение в Петербурге совпало с оживлением историко-археологических изысканий. Владыка "завел" в Лавре библиотеку, пожертвовав свои книги. При нем начато описание достопримечательностей Лавры и приступлено к собранию материалов по истории ее, составлено житие и акафист святому Александру Невскому в 1853 году, и биографии митрополитов Амвросия и Гавриила. Его "Слова и речи" изданы в 1857 году.
Труды
Избранные слова и речи в 3-х томах. СПб, 1857.
Изъяснение текста в XII главах послания ап. Павла к римлянам.
Литература
Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до наст. времени. Новгород, 1897, с. 191-199.
Николай, архим. Историко-стат. опис. Минской еп. СПб, 1864.
Теодорович Ист.-стат. опис. Волынской еп.
Смирнов С. Ист. Мос. дух. акад. М., 1879.
Его же Ист. Троицкой Лаврской сем. М., 1867.
Леонид, иером. Ист. церкви в пределах Калуж. губ. Калуга, 1876, с. 207-210.
Лотоцкий А., прот. Церк.-ист. и стат. опис. Варш. прав. еп. Почаев, 1863.
Никанор (Бровкович), архиеп. Минувшая жизнь, т. I. Одесса, 1913, с. 108, 119, 264.
Рункевич С. Г. Александро-Невская Лавра 1713-1913 гг. СПб, 1913, с. 890-896.
Его же Краткий ист. очерк столетия Минской еп., с. 66-83.
А. К. Очерк жизни высокопреосвящ. Никанора, митр. Новгородского. С.-Петербургского, Эстляндского. СПб, 1856.
Родосский А. Слов. восп. СПб дух. акад., с. 12.
Гатцук Календарь на 1883 год, с. 133.
Булгаков, с. 1395, 1397, 1401, 1404, 1407.
Толстой Ю., № 256.
Строев П., с. 38, 174, 187, 188, 266, 267, 537, 570, 936, 937.
Списки архиереев, № 256.
Ист.-стат. свед. о СПб еп., вып. 8, с. 52-73.
Юбилейный сборник, с. 38, 607, 620.
Рус. старина, 1877, июль, с. 497, 625, 1882, август, с. 276, 1883, апрель, с. 18, 19, 1885, июль, с. 168; декабрь, с. 501, 1904, март, с. 586, 1910, март, с. 665-679.
Истор. вестн., 1883, январь, с. 229, 1888, февраль, с. 302, 1896, апрель, с. 157-180.
Христ. чтен., 1872, июнь, с. 183-229.
Рус. архив, 1904, кн. 1-я, № 2, с. 299; № 3, с. 458, кн. 2-я, № 5, с. 48, 50, 51; № 6, с. 234; кн. 2-я, № 7, с. 428, 1910, кн. 1-я, № 4, с. 492; кн. 3-я, № 10, с. 249; № 12, с. 584.
БЭЛ, т. III, с. 774; т. VIII, с. 112.
БЭС, т. I, с. 547; т. II, с. 1164, 1569, 1637, 1676, 2108, 2289.
РБС, т. XI, с. 277-279.
Н. Д., с. 19, 21, 67, 68, 69, 76, 78.
Использованные материалы
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1021
http://lavra.spb.ru/r_p5.html
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент