Значение слова МАНИ в Православной энциклопедии Древо

МАНИ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Мани, или Манес ( 214 - 277 ), основатель манихейства .

Настоящее имя - Сураик , сын Фатака (у греч. пис. — Πατέκιος). Его собственное имя, в искаженной форме Курбик , сохранилось у христианских писателей, но более известен он под своим почетным прозванием: Мани (в греч. форме — Μανης), означающее дух или ум.

Персидско-парфянского княжеского происхождения, родился в 214 г. в Вавилонской области в местечке Мардину, близ Ктезифона . Отец его переменил свою национальную религию ( парсийскую ), пристав к секте крестильников (сабиев, по-арабски мугтазила; см. Мандеи ). В их учении воспитывался и Мани, но еще в отрочестве оставил его, как он уверял потом — по прямому указанию явившегося ему ангела. Старинный рассказ, в общем баснословный, о двух его предшественниках, Скифиане и Теревине, прозванном Буддой , указывает, по-видимому, на религиозные влияния с дальнего Востока.

Выступив в 238 г. с проповедью собственного учения, Мани имел сначала большой успех; он обратил в свою веру брата персидского царя и был благосклонно выслушан самим царем Сабуром (Сапор) I . Но вражда мобедов — жрецов господствовавшей религии — скоро заставила его удалиться из пределов Персии , после чего он долго путешествовал в Индии , Восточном Туркестане и, по некоторым известиям, даже в Китае , проповедуя с успехом, в то время, как ученики его насаждали новую веру в различных областях римской империи. Он вернулся в отечество только при внуке Сабура, Бахраме I , который принудил его вступить в открытый спор с великим мобедом. Когда в конце этого спора Мани не согласился на требование своего противника решить дело судом Божиим — испытать истину посредством глотания расплавленного свинца - и не показал никаких чудес в оправдание своей веры, Бахрам произнес такой приговор: этот человек производит волнения, могущие привести царство к разрушению, а потому, прежде всего, необходимо, чтобы он сам был разрушен, дабы предупредить дальнейшие последствия. По некоторым известиям, Мани был обезглавлен, а из его кожи сделано чучело, повешенное в городских воротах; по другим, с него живого была содрана кожа ( 277 г.). Незадолго до смерти он назначил себе преемником в управлении общиной Сисинния, предписав ему и всем последующим руководителям манихейства оставаться непременно в вавилонской области.

Мани был человек книжный; из его сочинений, сохранявшихся среди арабских ученых еще в X в. и позднее, известны по названиям и отрывкам:

Сабуракан,

Книга тайн,

Евангелие,

Сокровище оживотворения,

Дела гигантов,

Свет достоверности и основания, или предписания для слушателей (распространен, на Западе в латинском переводе, под назв. Epistola fundamenti), и

много писем.

Только первая из этих книг была написана по-персидски, остальные — по-сирийски.

Использованные материалы

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.